Елена Корнильева
Организация и содержание инклюзивной практики
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и содержание инклюзивной практики
В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 20 лет резко возросло число детей ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Публикация «Организация и содержание инклюзивной практики» размещена в разделах
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
детей с нарушениями интеллектуальной деятельности;
с нарушением слуха, зрения;
с нарушением речи;
с нарушением опорно-двигательного аппарата;
с аутизмом;
детей с комбинированными нарушениями в развитии
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть организовано :
посредством открытия отдельных групп (группы компенсирующей направленности включены в состав общеразвивающих групп ДОУ, что является инклюзией)
путем совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ
через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (центры игровой поддержки ребёнка, лекотеки, консультативные пункты и пр.)
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации.
Содержание коррекционной работы раздела содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
В нашем детском саду разработана АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью данной программы является построение системы коррекционно- развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию всех специалистов МБДОУ д/с и родителей дошкольников.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач: создание условий для успешной интеграции детей с ОВЗ среди нормально-развивающихся сверстников; развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей); проведение коррекционно-педагогической работы с детьми; подготовка к школьному обучению; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в ДОУ являются:
создание адаптивной среды;
- повышение квалификации педагогов;
- осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения.
В нашем саду разработан «Алгоритм действий с детьми с ОВЗ, посещающих ДОУ»
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса (этим занимаются Воспитатели Специалисты Администрация ДОУ Медработник ДОУ)
Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ вовремя его пребывания в ДОУ
Реализация индивидуального маршрута
Проведение промежуточной и итоговой диагностики и анализ
Консультирование родителей
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей. Каждый из нас, решает свои задачи в укреплении здоровья и развитии личности.
Учитель –логопед проводит дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, ставит, автоматизирует и дифференцирует звуки, развивает фонематический слух, расширяет словарь детей по лексическим темам, помогает практическим путем овладеть навыками словообразования и словоизменения,
Воспитатель осуществляет работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ со сверстниками, выполняет и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.
Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья ребёнка с ОВЗ.
Инструктор по ФК решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья.
Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя, который является председателем ПМПк, организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы.
Если говорить о Плане работы логопедической группы
1. Проведение диагностики; выявление зоны ближайшего и актуального развития ребенка. По итогам диагностики вырабатываем индивидуальный образовательный маршрут, формируем карту развития.
2. После диагностики уже приступаем к осуществлению коррекционно-развивающей деятельности (обучение игре, развитие представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности и т. д.)
Для детей с особыми образовательными потребностями у нас разработан режим дня с соответствующим расписанием занятий и распределением обязанностей между специалистами.
3. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.
Все педагоги групп компенсирующей направленности разрабатывают перспективные и календарные планы, в которых интегрируются различные виды детской деятельности и формы организации воспитательно-образовательного процесса (таблица Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми в повседневной жизни)
Вы видите на слайде формы коррекционной работы которые используют воспитатели в течении дня.
Итоговые и промежуточные результаты ориентируются на освоение детьми с ОВЗ программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута.
Контроль за качеством коррекционной работы осуществляет психолого-медико – педагогический консилиум. Постоянными членами консилиума являются: старший воспитатель, учителя-логопеды, педагог-психолог, старшая медицинская сестра, инструктор по ФК, музыкальный руководитель.
На заседания приглашаются воспитатели, работающие с детьми.
4. Если говорить о социализации детей, она проходит в совместных мероприятиях
Проводимых в саду (проведение праздников, участие в совместных проектах, совместные с родителями собрания, совместные досуги. Все это, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, развитию познавательных процессов.
В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась традиция показывать мини – спектакли на нравственную тематику. В спектаклях участвуют воспитанники разных групп и непременно принимают участие дети с особенностями в развитии. Как показывают наши наблюдения участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы: развивается психические процессы- память, внимание, мышление, активизируется собственная речь, обогащается словарный запас, совершенствуется моторика, координация движений, развивается эмоционально волевая сфера, координируется поведение, формируется самостоятельность и активность.
Детям очень нравится быть артистами.
Одним из важных направлений в нашей деятельности является работа с родителями детей с ОВЗ. Формы работы с родителями. (слайд)
Беседы: коллективные, индивидуальные.
Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические оперативные.
Родительские собрания в нетрадиционной форме.
Индивидуальные занятия с участием детей.
Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений
На встречах с родителями педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним.
Совместно с детьми и родителями специалисты проводят тематические собрания в нашей группе прошло родительское собрание в нетрадиционной форме «Кубанские традиции».
Педагоги активно привлекают детей с ОВЗ и их родителей к участию в различных конкурсах детского творчества: в сентябре прошло совместное мероприятие «Я талантлив», в ноябре дети и родители принимали участие в Международном празднике «День матери», родители с большим удовольствием участвуют в проектах проводимых нашими специалистами.
Для коррекционно-развивающей работы в ДОУ созданы все условия: дети находятся в отдельных групповых помещениях, развивающая среда которых соответствует специфике коррекционной работы.
С детьми подготовительной общеразвивающей группы проводим тренинги по формированию установок принятия детей с ограничениями в здоровья.
Цель: воспитание терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним. Умения понимать чувства, эмоции, действия иных людей, умение сопереживать через установление эмоционального контакта.
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Только благодаря взрослому ребенок может почувствовать, что его любят, что он дорог тем людям, с кем он находится рядом и это поможет им сделать следующий шаг в мир людей.
Надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение общества.