Папки-передвижки

Организация и содержание инклюзивной практики

Елена Корнильева
Организация и содержание инклюзивной практики
▼ Скачать + Заказать документы

Организация и содержание инклюзивной практики

В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 20 лет резко возросло число детей ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Публикация «Организация и содержание инклюзивной практики» размещена в разделах

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

детей с нарушениями интеллектуальной деятельности;

с нарушением слуха, зрения;

с нарушением речи;

с нарушением опорно-двигательного аппарата;

с аутизмом;

детей с комбинированными нарушениями в развитии

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть организовано :

посредством открытия отдельных групп (группы компенсирующей направленности включены в состав общеразвивающих групп ДОУ, что является инклюзией)

путем совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ

через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (центры игровой поддержки ребёнка, лекотеки, консультативные пункты и пр.)

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации.

Содержание коррекционной работы раздела содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В нашем детском саду разработана АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью данной программы является построение системы коррекционно- развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию всех специалистов МБДОУ д/с и родителей дошкольников.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач: создание условий для успешной интеграции детей с ОВЗ среди нормально-развивающихся сверстников; развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей); проведение коррекционно-педагогической работы с детьми; подготовка к школьному обучению; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в ДОУ являются:

создание адаптивной среды;

- повышение квалификации педагогов;

- осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения.

В нашем саду разработан «Алгоритм действий с детьми с ОВЗ, посещающих ДОУ»

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса (этим занимаются Воспитатели Специалисты Администрация ДОУ Медработник ДОУ)

Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ

Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ вовремя его пребывания в ДОУ

Реализация индивидуального маршрута

Проведение промежуточной и итоговой диагностики и анализ

Консультирование родителей

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей. Каждый из нас, решает свои задачи в укреплении здоровья и развитии личности.

Учитель –логопед проводит дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, ставит, автоматизирует и дифференцирует звуки, развивает фонематический слух, расширяет словарь детей по лексическим темам, помогает практическим путем овладеть навыками словообразования и словоизменения,

Воспитатель осуществляет работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ со сверстниками, выполняет и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья ребёнка с ОВЗ.

Инструктор по ФК решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья.

Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя, который является председателем ПМПк, организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы.

Если говорить о Плане работы логопедической группы

1. Проведение диагностики; выявление зоны ближайшего и актуального развития ребенка. По итогам диагностики вырабатываем индивидуальный образовательный маршрут, формируем карту развития.

2. После диагностики уже приступаем к осуществлению коррекционно-развивающей деятельности (обучение игре, развитие представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности и т. д.)

Для детей с особыми образовательными потребностями у нас разработан режим дня с соответствующим расписанием занятий и распределением обязанностей между специалистами.

3. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Все педагоги групп компенсирующей направленности разрабатывают перспективные и календарные планы, в которых интегрируются различные виды детской деятельности и формы организации воспитательно-образовательного процесса (таблица Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми в повседневной жизни)

Вы видите на слайде формы коррекционной работы которые используют воспитатели в течении дня.

Итоговые и промежуточные результаты ориентируются на освоение детьми с ОВЗ программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута.

Контроль за качеством коррекционной работы осуществляет психолого-медико – педагогический консилиум. Постоянными членами консилиума являются: старший воспитатель, учителя-логопеды, педагог-психолог, старшая медицинская сестра, инструктор по ФК, музыкальный руководитель.

На заседания приглашаются воспитатели, работающие с детьми.

4. Если говорить о социализации детей, она проходит в совместных мероприятиях

Проводимых в саду (проведение праздников, участие в совместных проектах, совместные с родителями собрания, совместные досуги. Все это, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, развитию познавательных процессов.

В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась традиция показывать мини – спектакли на нравственную тематику. В спектаклях участвуют воспитанники разных групп и непременно принимают участие дети с особенностями в развитии. Как показывают наши наблюдения участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы: развивается психические процессы- память, внимание, мышление, активизируется собственная речь, обогащается словарный запас, совершенствуется моторика, координация движений, развивается эмоционально волевая сфера, координируется поведение, формируется самостоятельность и активность.

Детям очень нравится быть артистами.

Одним из важных направлений в нашей деятельности является работа с родителями детей с ОВЗ. Формы работы с родителями. (слайд)

Беседы: коллективные, индивидуальные.

Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические оперативные.

Родительские собрания в нетрадиционной форме.

Индивидуальные занятия с участием детей.

Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений

На встречах с родителями педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним.

Совместно с детьми и родителями специалисты проводят тематические собрания в нашей группе прошло родительское собрание в нетрадиционной форме «Кубанские традиции».

Педагоги активно привлекают детей с ОВЗ и их родителей к участию в различных конкурсах детского творчества: в сентябре прошло совместное мероприятие «Я талантлив», в ноябре дети и родители принимали участие в Международном празднике «День матери», родители с большим удовольствием участвуют в проектах проводимых нашими специалистами.

Для коррекционно-развивающей работы в ДОУ созданы все условия: дети находятся в отдельных групповых помещениях, развивающая среда которых соответствует специфике коррекционной работы.

С детьми подготовительной общеразвивающей группы проводим тренинги по формированию установок принятия детей с ограничениями в здоровья.

Цель: воспитание терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним. Умения понимать чувства, эмоции, действия иных людей, умение сопереживать через установление эмоционального контакта.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Только благодаря взрослому ребенок может почувствовать, что его любят, что он дорог тем людям, с кем он находится рядом и это поможет им сделать следующий шаг в мир людей.

Надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение общества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» «Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» Цель: Успешное.

Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией Цель, задачи исследования.

Конспект коррекционного занятия в инклюзивной группе с ребенком с ЗПР «Письмо бабушке» Конспект коррекционного занятия в инклюзивной группе с ребенком с ЗПР. Тема: «Письмо бабушке» в старшей группе Подготовила воспитатель.

Культурные практики в ДОУ МБДОУ ДС №6 «РАДУГА» г. Котельниково, Волгоградской области ДОКЛАД НА ТЕМУ «Культурные практики в ДОУ» Музыкальный руководитель.

НОД «Мой город» для детей старшей инклюзивной группы Цель: Формирование знаний о родном городе Омске. Образовательные задачи: • Уточнить и обогатить имеющиеся знания детей об архитектурных.

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной образовательной среде Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной образовательной среде. Ключевые слова: инклюзивное образование, расстройства.

Организация изобразительной деятельности в рамках учебной практики Одной из задач Федерального государственного стандарта является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных и эстетических.

Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Воспитатель Яковлева Ольга Александровн.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация и содержание инклюзивной практики
Опубликовано: 1 марта 2018 в 14:18
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и содержание инклюзивной практики» (включая файлы) размещена пользователем Елена Корнильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД