Ульяна Уварова
Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Все больше дошкольных учреждений стараются строить педагогический процесс с учетом данных гендерной психологии, включают в круг своих задач задачу гендерное воспитания детей. Чего может добиться педагог, занимаясь гендерным воспитанием детей? Во – первых, способствовать гендерному самоопределению, то есть сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола – «Я девочка. Я мальчик». Во – вторых, воспитать у детей правильное половое поведение. В – третьих, способствовать гендерной социализации детей. Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Но самая главная задача гендерного воспитания – это улучшения взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Существует мнение, что дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Это не совсем так. Многочисленные психолого – педагогические исследования отмечают, что в обществе происходит размывание границ между гендерными ролями мужчины и женщины. Зачастую дети не имеют перед собой соответствующего их полу образца полоролевого поведения, если, например, папа редко бывает дома, мама ассоциируется сразу с двумя полами или же образец папы вообще недоступен. Кто же может стать образцом гендерного поведения для ребенка? Заменить отсутствующее мужское или женское влияние на ребенка никто не сможет, но заполнить некоторые проблемы, пожалуй, возможно.
Публикация «Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Литературная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, в норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя. Из вышесказанного логично вытекает необходимость использовать возможности художественной литературы в гендерном воспитании. Литература, в том числе художественные произведения для детей, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка. Как можно выстроить работу по гендерному воспитанию через чтение художественной литературы. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Чтение художественной литературы» включая в себя раздел «Формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений)». В этот раздел актуально включить задачи гендерного воспитания и социализации детей. Хорошо, если дети будут как можно чаще брать книги в руки, рассматривать иллюстрации, рассказывая сюжет по иллюстрациям, частично или целиком его придумывая. Замечательно, если будут обращаться к воспитателям, с просьбой почитать ту или иную книгу. Для работы в направлении гендерного воспитания детей выделено несколько тематических областей, соответственно каждой области была подобрана художественная литература, для дошкольников, которая разделена на две группы: про мальчиков и девочек. Такое разделение дает возможность в течении года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня детей, добавляя или убирая те или иные произведения.
Художественная литература как инструмент гендерного
Воспитания дошкольников.
ТЕМА: «детство» (Мальчики и девочки). Н. Носов «Живая шляпа», М. Зощенко «Показательный ребенок», (девочки) А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке», Усачев «Солидная дама».
«Неправильные поступки» (мал.) В. Драгунский «Тайным становится явным»,. Носов «Мишкина каша».(дев.) Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало», Ш. Перро «Красная Шапочка»
«Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины» (мал.) Русские народные сказки «Жихарка», «Мужик и медведь», Г-Х. Андерсон «Стойкий оловянный солдатик» (дев.) Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
«Мужской и женский труд» С. Михалков (мал.) «Три поросенка», Русская народная сказка «Чудесные лапоточки», (дев.) Русская народная сказка «Снегурочка», «Ю. Тувим. «Овощи».
«Семья- союз мужчины и женщины» А. Плещеев «Зимний вечер», «А. К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик»
«Мальчики идевочки - будущие мамы и папы» (мал.) А. К. Вестли «Аврора из корпуса «Ц»», С. Маршак «Хороший день» (дев.) М. Пляцковский «Кукушка», «Ты на свете лучше всех», А. Плещеев «В бурю».