Приложение МААМ

Оптическая дислексия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Петухова Татьяна
Оптическая дислексия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Оптическая дислексия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Чтение - неоднородный психический процесс, и неоднородность чтения исследователи рассматривают как одну из характеристик, делающих его сложным процессом как для овладения, так и для исследования. А. Р. Лурия неоднократно обращал внимание на сложности психологии чтения вследствие разных нарушений психических процессов. Он писал, что чтение является процессом перешифровки одних символов - зрительных (графических) - в другую систему символов - устно-речевую (артикуляторную) [4]. Процесс чтения включает в себя смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Как и письмо, чтение является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи, пространственный анализ и синтез, двигательно-моторные координации. Важную роль в процессе чтения играет движение глаз: слежение, забегание глаз вперед и назад по тексту, фиксация взгляда. Движение глаз как необходимый компонент процесса чтения исследовались уже в работах раннего периода. Ученые установили, что во время чтения происходит закономерная смена пауз и движений глаз и что оптическое восприятие читаемых знаков происходит в момент фиксации глаза, а не его движения. Ими же было установлено, что единицей чтения является слово, а не буква (Р. Е. Левина, А. Н. Корнев). Кроме того чтение характеризуется еще и взаимодействием сенсо-моторного (звуко-буквенный анализ, удержание получаемой информации, смысловые догадки, возникающие на основе этой информации, сличение возникающих гипотез с данным материалом) и семантического (понимание значений и смысла информации) уровней, находящихся в сложном единстве.

Публикация «Оптическая дислексия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Расстройства чтения оказывают в дальнейшем отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.

Нарушения чтения изучаются очень давно, но и до настоящего времени это одна из актуальных проблем логопедии. Особое значение данная проблематика занимает в работе с детьми с ОНР, поскольку у таких детей неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР очень важна, так как эти дети являются группой риска по возникновению оптической дислексии. Данная группа детей страдает несформированностью зрительного гнозиса, анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена. Страдают процессы узнавания, восприятия. Поэтому не формируются предпосылки формирования навыка чтения. Оптическая дислексия - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения у детей с ОНР может быть выявлена ещё в дошкольном возрасте, а проведение профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств.

Современные научные представления о механизмах, симптоматике, классификации дислексий, о методах их профилактики, выявления и коррекции складывались постепенно. История развития учения о нарушениях чтения в России теснейшим образом связана с именами А. Н. Корнева, Р. Е. Левиной. Современные знания о дислексии можно связать наряду с другими исследователями с идеями Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелёвой, Г. В. Чиркиной.

Прошло уже более 100 лет с момента первого описания нарушений письма и чтения. За это время учеными было проведено огромное количество исследований и накоплен теоретический и практический материал о данных нарушениях, но, несмотря на это, проблема по-прежнему остается одной из наиболее актуальных и сложнейших в современной логопедии.

Таким образом, значимость вопроса подготовки дошкольников с ОНР к овладению чтением, а также отсутствие в настоящее время научно обоснованных разработок комплексного изучения и формирования предпосылок готовности к овладению письменной речью у детей с речевыми нарушениями определяют актуальность выбранной темы.

Это выявляет основу современной теории и практики специальной педагогики: каковы эффективные методы и приемы профилактики оптической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Большие возможности для решения обозначенной проблемы предоставляет игровой метод, поскольку он позволяет наряду с формированием и развитием фонематического восприятия, лексики организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Корнев, А. Н. Дисграфия и дислексия у детей [Текст] : учебн. для вузов / А. Н. Корнев. - Л. : Медицина, 1995.-231с.

2. Корнев, А. Н. Узловые вопросы дислексии [Текст] / А. Н. Корнев //Дефектология. - 2007. - №1. -59с.

3. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : учебн. для вузов / Р. Е. Левина. - М., 2005.-224с.

4. Лурия, А. Я. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] : учебн. для вузов / А. Р. Лурия; Авт. предисл. Т. В. Ахутина. – М. : Академия, 2002.-346с.

5. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учебн. для вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптическая дислексия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 19 апреля 2022 в 15:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оптическая дислексия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Петухова Татьяна (УИ 1439483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД