Папки-передвижки

Развитие творческого воображения, нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Елена Бутенко
Развитие творческого воображения, нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Процесс воспитания и обучения ребёнка - это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п.

Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Публикация «Развитие творческого воображения, нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губят в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использования в работе с детьми приема типового фантазировании технологии ТРИЗ. Оказывается, что использование методов и приемов технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.

Целью представленного опыта является: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования приема типового фантазирования в развитии творческого воображения и нестандартного мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

На основе анализа психолого – педагогической литературы раскрыть понятия «воображение», «творческое воображение», «нестандартное мышление»; определить сущность и особенности приема типового фантазирования и его влияние на развитие познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Разработать и апробировать программу «Удивительный мир фантазий» с использованием приема типового фантазирования.

Провести экспериментальное исследование и выявить эффективность разработанной программы «Удивительный мир фантазий» и сделать выводы о целесообразности применения приема типового фантазирования в развитии творческого воображения и нестандартного мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Исследования современных психологов и педагогов свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей, мотивов поведения (Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, А. А. Смирнов и др.)

Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством. В основе типовых приемов фантазирования лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом типовых приемов фантазирования является доведение до крайней степени проявления какого-либо признака или его полное уничтожение.

В практике дошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов:

1. Прием "Увеличение - уменьшение",

2. Прием "Деление - объединение",

3. Прием "Ускорение- замедление"

4. Прием "Оживление - окаменение",

5. Прием "Специализация – универсализация",

6. Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями, которые осуществляют преобразование признаков объектов и систем окружающего мира (цвет, форма, размер, запах и т. д.)

Волшебники позволяют научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Волшебники «Увеличения - Уменьшения».

С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличить их или наоборот уменьшить: например,- мы пригласим в группу волшебника «Увеличения- Уменьшения» по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нужен такой большой стул? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не всего стула, а только его спинки? Что произойдет? Для чего нужен стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник «Увеличения – Уменьшение» не будет касаться стула, а увеличит только то место, где он расположен (группу…

Волшебники «Дробления - Объединения»

Волшебник «Дробления» делит на части все и перепутывает их. Волшебник «Объединения» – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Волшебник «Наоборот».

Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположными.

Волшебники «Оживления – Окаменения».

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

Волшебники «Специализации - Универсализации»

Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могу только (магазины специализированные – обувь, одежда)

Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Все могу (универсам, супермаркет).

Волшебники «Ускорение – Замедление»

Эти волшебники могут творить со временем все, что захотят: убыстрить, поменять местами временные отрезки, переместить события на дальние временные отрезки, на ближние, может остановить время.

Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации.

Разработанная мною парциальная программа «Удивительный мир фантазий» ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Была проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад № 6 «Чебурашка» п. Акбулак, Акбулакского района, Оренбургской области с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, в количестве 28 детей, продолжительностью три года.

1. Информационно- аналитический этап.

Перед началом экспериментальной работы мною была проведена скрининг диагностика с детьми средней группы по методике О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой «Сочиняем сказку», «Дорисуй фигуру», «Найди отличие» методика Э. Ф. Замбацявичене (Приложение 1) на выявление уровня развития творческого воображения и нестандартного мышления. (Приложение 2).

Результаты представлены в таблицы:

Таблица №1.

Диагностика высокий средний Низкий

Творческое воображение и нестандартное мышление 25% 46% 29%

Результаты диагностики выявили недостаточный уровень развития творческого воображения и нестандартного мышления.

2. Формирующий этап.

На данном этапе работы для подтверждения эффективности внедрения приема типового фантазирования в работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста была апробирована образовательная программа «Удивительный мир фантазий», уникальность, которой состоит в использовании приема типового фантазирования. Программа разработана на три года, для работы с детьми средней, старшей и подготовительной группы. Занятия с детьми проводились два раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводились в форме бесед, игр, продуктивной деятельности.

Также были составлены картотеки игр для средней, старшей и подготовительной группы направленные на развитие творческого воображения и нестандартного мышления. Была составлена картотека лжезагадок, составлены конспекты занятий. (Приложение 3).

Для родителей были разработаны консультации и рекомендации для развития творческого воображения и нестандартного мышления детей дома.

В конце учебного 2022-2023 года была проведена промежуточная диагностика с детьми старшей группы по методике О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой «Сочиняем сказку», «Дорисуй фигуру», «Найди отличие» методика Э. Ф. Замбацявичене на выявление уровня развития творческого воображения и нестандартного мышления. Результаты диагностики показали увеличение уровня развития нестандартного мышления и творческого воображения у детей старшей группы. (Приложение 4).

Результаты представлены в таблице:

Таблица №2.

Диагностика высокий средний Низкий

Творческое воображение и нестандартное мышление 68% 29% 3%

3. Констатирующий этап.

Цель: выявить уровень развития нестандартного мышления и творческого воображения и доказать эффективность внедрения приема типового фантазирования.

На заключительном этапе работы была проведена заключительная диагностика с детьми подготовительной группы по методике О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой «Сочиняем сказку», «Дорисуй фигуру», «Найди отличие» методика Э. Ф. Замбацявичене на выявление уровня развития творческого воображения и нестандартного мышления. (Приложение 5).

Результаты представлены в таблице:

Таблица № 3.

Диагностика высокий средний Низкий

Творческое воображение и нестандартное мышление 79% 21% - %

Результаты диагностики показали значительное увеличение развития нестандартного мышления и творческого воображения и доказали эффективность внедрения приема типового фантазирования.

Данный опыт доказал, что прием типового фантазирования способствует тому, что дети могут самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; развивается нестандартное мышление, творческое воображение; способность быстро входить в новые предметные области; умение логически мыслить и связно выражать свои мысли.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Задания для скрининг диагностики на выявление уровня развития воображения и нестандартного мышления.

1.«Сочиняем сказку» (методика О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой).

В ходе исследования детей просят сочинить собственную сказку, потом оценивается ее продуктивность, оригинальность и вариативность.

Оценка результатов

5 баллов - дети, самостоятельно придумывают сказку и подробно ее излагают.

4-3 баллов - дети, с трудом придумывают сказку, не проявляя творчество и фантазию.

2-0 баллов – дети отзываются от предложенного задания, пересказав известную сказку.

Выводы об уровне развития

5 баллов – высокий.

4-3 баллов – средний.

2-0 баллов – низкий.

2. «Найди отличие» (Методика Э. Ф. Замбацявичене).

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3 минуты ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Оценка результатов

Уровни и критерии сформированности у детей операций логического мышления.

5 баллов - За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле нашел 12-15 отличий, назвал и показал.

4- 3 балла - Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле, нашел 8-10 отличий.

2 - 0 баллов - За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной, нашел меньше, чем 8 отличий.

Выводы об уровне развития

5 баллов – высокий.

4-3 баллов – средний.

2-0 баллов – низкий.

3. «Дорисуй фигуру» (методика О. М. Дьяченко).

Здесь детям дается инструкция пофантазировать и дорисовать предложенную фигуру.

Оценка результатов

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

5 баллов – ребенок за отведенное время придумал и дорисовал фигуру, проявив незаурядную фантазию. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

4 - 3 баллов – ребенок дорисовал фигуру достаточно оригинально, с фантазией, но изображение не является совершенно новым.

2 - 0 балла – ребенок не проявил фантазию, оригинальность и дорисовал фигуру просто.

Выводы об уровне развития

5 баллов – высокий.

4-3 баллов – средний.

2-0 баллов – низкий.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения, нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 18:52
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД