Марина Афанасьева
Описание РППС в группе по теме самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Описание РППС в группе по теме самообразования.
Центр познавательно-исследовательской деятельности
«Лаборатория профессора Любознайкина»
1. Тема самообразования
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательной активности детей дошкольного возраста».
2. Педагогическая ценность центра «Лаборатория профессора Любознайкина» для организации и реализации темы самообразования.
Публикация «Описание Рппс в группе по теме самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
РППС в группе обеспечивает детям свободный выбор игр и материалов, выбор места и пространства, возможность уединения и взаимодействия со сверстниками, право на осуществление проб и ошибок. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, несут информацию о современном мире и стимулируют поисково - исследовательскую детскую деятельность. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.
Дошкольникам нравится познавательно-исследовательская деятельность, они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
3. Дидактическая ценность центра
Поисковая деятельность вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В ходе целенаправленной работы по познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников формируются познавательные интересы, повышается уровень познавательной активности, расширяется активный словарный запас, совершенствуются навыки группового взаимодействия и сотрудничества, дошкольники проживают ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые являются стимулом их личностного развития.
4. Участники создания центра
Вся работа по обогащению среды происходит с творческой выдумкой воспитателя, посильным участием детей и активной помощью родителей. Оформлению РППС сопутствуют беседы, обсуждения, наблюдения, чтение книг и дружеская атмосфера в группе.
5. Цель и задачи
Цель: создать условия для формирования у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Задачи.
Образовательные задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- вызвать у детей интерес к поисковой деятельности, удовлетворять детскую любознательность;
- формировать умения детей делать открытия, сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
- использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Развивающие задачи:
- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
- развивать речь, внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность в работе;
- воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
6. Материально-технические ресурсы.
Художественная детская литература:
- детские книги из серии «Простые опыты», «Маленькому почемучке», «Удивительные превращения», «Домашняя лаборатория»;
- познавательные энциклопедии, картотека чистоговорок, скороговорок, комплекс упражнений артикуляционной гимнастики;
- книги из серии «Учебники для малышей».
Методическая литература:
- Е. В. Лосева «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников»;
- О. В. Дыбина «Что было до …»;
- Н. В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»;
- Н. В. Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ»;
- Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»;
- Е. В Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»;
- Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»;
- Н. В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность»;
- М. Л. Лазарев программа «Здравствуй!», О. В. Толстикова программа «Мы живем на Урале».
Наглядный материал:
- картины, иллюстрации, демонстрационный материал, познавательные альбомы, картотеки - схемы, мнемотаблицы, плакаты;
- коллекции природного и бросового материала, макеты, выставочный материал (музей).
Материал для продуктивной деятельности:
- акварельные и гуашевые краски;
- бумага различного размера, газеты, цветная бумага, цветной картон;
- губки, штампы, клей, кисти;
- клубочки ниток, коробки, пластилин, игровое тесто;
- пуговицы, синтепон, старые журналы и книги;
- природный и бросовый материал;
- тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО, цветные карандаши, мелки восковые, мыло.
Дидактические игры:
- «География и естествознание», «Живая и неживая природа», «В лесу», «Времена года», «Мемо»;
- «Мой друг светофор», «На улицах города»;
- «В мире слов», «Речевой тренажер», «В гостях у сказки»
- конструктор, мозаика, пазлы, лото, игры с макетами;
- палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры с счетными палочками;
- игры для развития мелкой моторики, игры с природным материалом.
Выставки творческих работ (семейных):
- выставка газет «Чайные традиции», «Чайная церемония моей семьи»;
- аппликация из листьев, рисование манкой и песком, мыльной пеной;
- мини-музей «Чайная посуда», «Чайная упаковка», «Морская сказка», «Мой друг - Снеговик».
Изготовление нового оборудования:
- песочница;
- познавательные папки – лэпбук «Цветные лоскутки», «Чудо дерево», «Хочу стать космонавтом»;
- многофункциональное пособие «Ловкие пальчики», ширмы «Тантамарески»;
- коллекция ракушек, коллекция камней – природных минералов, коллекция семян, бросового материала;
- макеты «Теремок», «Космос», «Поляна», по сказке «Рукавичка»;
- альбом «Такой разный чай», «Чайная легенда»;
- игра-лабиринт «Запутанные дорожки».
Использование интерактивных технологий:
- презентации, познавательные детские передачи, мультфильмы в соответствии с изучаемой темой;
- организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера – работа в парах, цепочка, работа в малых группах, большой круг.
7. Краткое описание центра в соответствии с принципами ФГОС ДО
Групповое пространство спланировано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. При этом среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для развития и реализации разнообразных идей.
В нашей группе вместо традиционного уголка экспериментирования созданы центры:
- центр «Науки и природы», где дети проводят наблюдения за комнатными растениями, экспериментируют с огородом на окне и знакомятся с коллекциями природного материала;
- центр «Лаборатория профессора Любознайкина» проводят опыты, игры-эксперименты;
- игровой центр содержит развивающие игры и игровое оборудование;
- литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, познавательные альбомы и книги, картотеки;
- изоцентр «Цветная фантазия», в котором дети самостоятельно пробуют смешивать краски для получения нового цвета, одной кисточкой проводить тонкие и широкие линии, делают опыты с отпечатками предметов.
Развивающая предметно - пространственная среда центра:
содержательно – насыщенная
Насыщенность среды обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей в группе; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Пособия, имеющиеся в центре для осуществления познавательно-исследовательской деятельности:
- стол «Песок – вода», микроскоп, набор «Юный химик»;
- приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскопы, мерные стаканы, линейки);
- разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
- природный и утилизированный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена; проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки; гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д).
- прочие материалы (глобус, зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, банки для воды, тряпочки, разнообразная бумага, клей, мыло, мыльные пузыри);
- разнообразные коллекции;
- дидактический и методический материал (настольно-печатные игры - лото, пазлы; познавательные детские энциклопедии с картинками; познавательные видеофильмы, познавательные альбомы, картотеки, лэпбуки);
- фартуки защитные и салфетки для проведения опытов.
трансформируемая
РППС меняется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. В нашей группе часто дети выступают инициаторами организации РППС, для этого в группе имеются небольшие ширмы и игровой материал, который удобен и легок для создания игры в нужном месте.
полифункциональная
У детей имеется возможность разнообразного использования детской мебели, ширм, в том числе природных материалов в разных видах детской деятельности. В группе имеется многофункциональное обучающее оборудование и игры, которые позволяют развивать воображение детей.
доступная
К центру «Лаборатория профессора Любознайкина» дети имеют свободный доступ. Все материалы и игровое оборудование расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Вся РППС в группе создана для самостоятельной активной познавательной и игровой деятельности детей. Создавая мини-музей в группе, и располагая в нем выставочный материал, мы предлагаем детям, аккуратно ознакомится с содержимым музея и бережно относиться к экспонатам (многое приноситься из домашних коллекций). Дети понимают, что это выставлено для выставки, а не для игры.
безопасная
Мы постоянно проверяем все элементы РППС, чтобы они соответствовали требования по обеспечению надежности и безопасности их использования. Ломаные игрушки сразу же убираются, колющих предметов в группе нет. С режущими предметами (ножницами) детям разрешается заниматься под наблюдением взрослого и после повторения правил ТБ.
8. Мониторинг РППС.
Работа в группе по познавательно-исследовательской деятельности поводится в системе, поэтому РППС центра «Лаборатория профессора Любознайкина» постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Работа с детьми предусматривает использование таких средств развития, как мини-музей, макеты, коллекции и опыты с разными предметами. Заинтересованность детей отслеживаем при помощи наблюдения за самостоятельной детской деятельностью и беседы.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на создание условий для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности является залогом успеха проводимой педагогами образовательной работы.