Марина Леонтьевна Чеботарёва
Отчет по теме самообразования «Реализация музейной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ : «РЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ»
Овчаренко Марины Леонтьевны
Работая над выбором темы самообразования я, прежде всего, исходила из основных приоритетов моей работы как воспитателя с воспитанниками второй младшей группы.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Реализация музейной педагогики“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Я считаю, что моя работа должна быть направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальных возможностей, интересов и способностей, подготовку ребенка к жизни в современном обществе.
Цель моей работы: осуществление комплексного подхода к художественно-эстетическому, нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, формирование познавательных интересов дошкольников через использование различных видов наглядности.
Одним из главных направлений моей работы является нравственное воспитание дошкольников.
Я убеждена, что воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры.
Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Поэтому считаю важным использовать свой творческий потенциал, для приобщения детей к русской культуре.
Работая над данной темой, я определила основные задачи по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством:
- расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
- обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
- развивать у детей интерес к изучению народного творчества;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада;
- подбор и систематизация теоретического материала, пополнение музея экспонатами.
К работе над темой начала с теоретического этапа, который включал изучение методической литературы по теме :
1. «Знакомство детей с русским народным творчеством» : А. С. Куприна, Т. А. Бударина, и др., СПБ, «Детство-пресс», 2010 г.
2. «Истоки русской народной культуры в детском саду» : автор-составитель И. Г. Гаврилова, СПб, «Детство-пресс»,2010 г.
3. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева, СПб, «Детство-пресс», 2012 г.
4. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» : И. А. Бойчук, СПб, «Детство-пресс», 2013 г.
5. Морозова, А. Н. Музейная педагогика. Из опыта методической работы [Текст]/А. Н. Морозовой. – М., 2006г.
6. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду [Текст]/Н. А. Рыжова. – М., 2008г.
7. https://www.portal-slovo.ru : Образовательныйпортал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.
8.
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/498381/
«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. Книга посвящена воспитанию детей в духе русской культурной традиции. Основная цель издания - развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. В пособии представлены народные земледельческий и праздничный календари, на основе которых разработаны сценарии игровых обучающих ситуаций, а также досуговой деятельности: фольклорных праздников, развлечений, продуктивной деятельности. При этом задачи психолого-педагогической работы по формированию интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения таких образовательных областей, как "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка".
«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» : И. А. Бойчук – это пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством включает в себя перспективное планирование, примерные конспекты занятий, а также картотеку игр.
Морозова А. Н. «Музейная педагогика. Из опыта методической работы». Основная тема - музейная педагогика в дошкольном образовании, а также проблема музейной педагогики : история и современность.
В лекциях Рыжовой Н. А. «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» говорится о музеях и музейной педагогике в ДОУ. Н. А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.
Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» методические рекомендации Маханевой М. Д. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Практическая часть моей работы заключалась в реализации поставленных задач в работе с детьми. В этом году работа по изучению декоративно-прикладного творчества проходила согласно традициям народного календаря. Работа с детьми была очень интересной и насыщенной. Ребята живо и эмоционально участвовали во всех мероприятиях.
Особый интерес дети проявляют к народным играм и знакомству с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа и содержат неповторимый русский колорит. Ребята знакомятся с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Особая роль в системе моей работы с детьми отводится декоративно-прикладному искусству. Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи. Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду.
С начала года дети познакомились
• с дымковской игрушкой,
• раскрашивали и делали аппликацию матрешки,
• создавали русскую народную игрушку из ткани,
• знакомились с гжельской росписью.
Ребята с удовольствием играли в русские народные игры не только во время проведения праздников, но и во время прогулок на улице.
Формы и методы работы:
1. Проведение тематических занятий.
2. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
3. Изготовление народных игрушек, поделок.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
7. Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
Мероприятия: Беседы, открытое занятие, театрализованные игры, индивидуальная и фронтальная работа с детьми, игры - развлечения и др.
Работа с родителями.
Были использованы следующие формы работы: родительское собрание «Организация мини-музея в ДОУ», беседы, консультации «Виды народного декоративно-прикладного искусства», «Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»; памятки «Нетрадиционные художественные техники», Памятки с правилами рисования различными изобразительными материалами и инструментами; папки-передвижки.
Благодаря совместной с родителями работы, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством удалось расширить представления детей о народных промыслах: называют их, узнают материал, из которого сделано изделие, выделяют элементы узора и составляют из них композиции. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развить творческую личность, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.