Папки-передвижки

Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ»

Александр Меркулов
Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ»

Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ

Заботливый садовник укрепляет корень,

от которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий. Так учитель должен

заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Введение

Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.

Публикация «Отчет по теме самообразования „Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ“» размещена в разделах

К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.

Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Но проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.

1. Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.

3. Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

Исходя из этого, актуальность работы по патриотическому воспитанию, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, ее особенностях.

Поэтому основной целью моей работы в патриотическом воспитании школьников с умственной отсталостью является создание условий для формирование патриотических чувств и патриотического сознания у детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.

2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

1. Воспитание чувства любви к своей Родине

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий. Поэтому первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о; своей малой родине, ее традициях о своей стране и отношению к природе с помощью анкеты - опросника «Я и моя страна» и «Отношение к природе и ее охране». (Приложение 1.) Анализ показал, что у половины обучающихся не достаточно сформированы ценности патриотизма. (Приложение 2.)

Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:

1. Воспитание чувства любви к своей Родине – России:

- закрепить знания детей о государственных символах России;

- обобщить элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник)

2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

В рамках реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Живу в России», мною были проведены беседы «Государственная символика. Что это такое?», «Российский флаг».

В ход е классных часов были закреплены уже ранее полученные сведения о гербе, флаге и гимне России, а также были даны дополнительные исторические сведения. Ребята не имеют возможности посетить столицу нашей Родины - Москву, но познакомиться с ней поможет игра – путешествие «Москва – столица нашей Родины». Для проведения игры были использованы слайды с видами Москвы. Дети познакомились с историей столицы, её развитием, достопримечательностями.

Так же воспитание в детях причастности к Великому Русскому народу происходит через знакомство детей с древнейшими народными праздниками: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица».

У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.

Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это участие в школьном конкурсе чтецов посвященному Дню защитника Отечества, подготовка к конкурсу патриотической песни, знакомство с военной символикой.

«Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказывать детям о войне, им будет что помнить» в преддверии 72 годовщины Великой Отечественной войны ребята будут продолжать знакомиться с произведениями о героях военных лет.

2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю, гордости за свою малую родину происходит через воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

Привить любовь к Родине ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать.

Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, традициями округа. Даю понятие Родины как места, где человек родился, природы родины; традиций, нравов, обычаев Малой Родины; понятия соотечественника; национальных особенностей жизни людей. Дети знакомятся с гимном Югры, сравнили герб Югры с флагом, а также поговорили о гербе Кондинского района.

Определили с детьми что в состав Ханты - мансийского АО входят 13 городов, назвали столицу ХМАО и другие населенные пункты. Воспитанники называли коренных жителей ХМАО, познакомились с жилищем хантов, поговорили об их быте, охоте и традициях.

Во время прогулок с целью воспитания культуры игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни разучивали игры народов Севера («Караси и щуки», прыжки через нарты, принимали активное участие в тематическом дне здоровья «Игры народов Севера», инсценировании сказок народов Севера («Кукушка»)

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Большую поддержку по ознакомлению с родным краем, оказывает тесное взаимодействие со школьной и районной библиотекой. Посетив тематические книжные выставки («Край в котором мы живём»; Тематическая выставка к 86-летию ХМАО-Югры «Наша Югра!»; беседа в библиотеке «Родные поэты» знакомство с поэтом А. Тархановым; «Поэты края»; тематическая выставка; «Вороний праздник»- беседа с элементами игры, обретают чувство гордости за свою малую Родину - Югру, осознают свою этническую и национальную принадлежность.

3. Формирование основ экологической культуры

Так же гражданско – патриотические чувства проявляются через формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических качеств. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Изучая совместно с библиотекарем и учителем биологии школы – интерната, узнали что, к сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Еще с прошлого учебного года решили, что будем заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

Так же ребята заняли 1 место за участие в районном конкурсе «Жалобная книга природы», учились создавать коллаж, в котором отражалась экологическая проблема и призыв о помощи и защите всего живого.

Заключение

Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания воспитанников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.

Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.

А процесс гражданско-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии (с гораздо большим трудом, усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, краю, родине).

Но тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной школы, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

Поэтому, для продолжения работы над данной темой необходимо учитывать следующие правила:

- использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.

- обеспечить активность детей на занятиях: рисование, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.

- преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.

Для более успешной организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ на следующий учебный год к задачам:

1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.

2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Будет добавлено направление, по которому планируется продолжать работу по изучению данной темы:

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность, по ознакомлению с историческим и культурным наследием родного края, его жителями.

Продуктом изучения темы будет являться оформление альбома «Знаменитые люди Югры».

В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества. Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

Список литературы.

1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя -М. :Эксмо, 2008.

2. Лебедева О. В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников// Воспитание школьников -2015.-№7.

3. Малофеев Н. Н., Никольская О. С. ,Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.

4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника-М. : Просвещение,1986.

5. Тивикова С. К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)

Интернет-ресурсы:

https://mosmetod.ru. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

https://www.consultant.ru/document/cons Закон РФ «Об образовании»

Приложение1.

Анкета «Я и моя страна»

Цель: определение уровня сформированности представлений о себе, своей малой родине, о стране, уровень сформированности патриотизма как ценности.

Вопросы на начало учебного года:

1. Назови своё имя, фамилию и отчество.

2. Как называется страна, в которой ты живёшь?

3. Назови свой адрес (поселок, улица, дом, квартира).

4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку…

5. Чем ты гордишься в своем поселке, в своей стране.

6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).

7. Кто такой ветеран?

Вопросы на конец учебного года:

1. Назови своё имя, фамилию и отчество.

2. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек.

3. Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).

4. Как называется страна, в которой ты живёшь?

5. Как называется столица области, в которой ты живёшь?

6. Чем ты гордишься в своей семье, в своем поселке, в своей стране.

7. Какой праздник у нашей страны главный?

8. Когда празднуют День России?

9. Когда в нашей стране отмечают День Победы?

10. Про какие войны в нашей стране ты знаешь, кроме Великой Отечественной войны?

11. Кто защищает Родину?

12. Зачем нужно помнить о героях?

13. Кто такой ветеран?

14. Кто- то из твоих родственников защищал страну во время ВОВ? (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).

Тест «Отношение к природе и ее охране»

(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)

1. Как Вы относитесь к природе?

а) бережно;

б) ответственно

в) безразлично;

г) с любовью;

д) неопределенно.

2. Чем обусловлено Ваше отношение к природе?

3. Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?

а) транспорт;

б) промышленность;

в) сельское хозяйство;

г) деятельность человека;

д) атомные электростанции.

5. Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет.

6. Каковы главные проблемы охраны природы?

7. Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.

9. Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?

а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;

б) стремление сохранить все многообразие природы;

в) здоровье будущих поколений;

г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;

д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.

10. Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природ

Приложение 2.

Показатели сформированности представлений о своей стране и ее традициях, экологическом воспитании и распределение воспитанников по уровням на начало и конец 2016-2017 учебного года

Воспитанник Я и моя страна Отношение к природе и ее охране

нг кг нг кг

Кол-во баллов Уро

вень Кол-во баллов Уро

вень уровень уровень

1 4 н 9 ср н ср.

2 7 н 10 ср н ср.

3 11 ср 13 в ср в

4 8 ср 11 ср н ср

5 10 ср 12 в н ср

6 5 н 10 ср ср в

7 5 н 11 ср н ср

8 10 ср ср

Итого по классу В. ур- 0%

Ср. ур-42,8%

Н. ур. -57,2% В. ур- 25%

Ср. ур- 75%

Н. ур. -0% В. ур- 0%

Ср. ур- 28,6%

Н. ур. - 71,4% В. ур- 25%

Ср. ур-75%

Н. ур. -0%

Вывод: в начале учебного года дети имеют низкий и средний уровень представлений о себе, стране, малой родине, традициях страны. 55% не знают о традициях малой родины, традиционных праздниках и обычаях этих праздников. Не сформирована активная жизненная позиция по решению доступных для них проблем окружающей природной среды. К концу учебного года, вследствие проводимой воспитательной работы, у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии: нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коллективном труде Основой нравственного воспитания учащихся с ОВЗ является формирование у них отношений, объектами которых являются люди, Родина, общество,.

Отчет инструктора по физкультуре по теме самообразования «Использование оздоровительной, корригирующей гимнастики» Цели: - Укрепление здоровья детей, совершенствование организма средствами физической культуры; - Укрепление опорно-двигательного аппарата.

Отчет по теме самообразования «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлена в пяти образовательных областях:.

Отчет по теме самообразования «Использование программно-диагностического комплекса «Соната-до» Цель: изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития; выявление уровня усвоения детьми.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Участие в восьмой Международной акции «Читаем детям о войне»Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Участие в восьмой Международной акции «Читаем детям о войне» В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В своей работе по патриотическому.

План профессионального самообразования педагога по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» на 2016–2017 учебный год Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,.

Помощь воспитателям. Отчет по теме самообразования Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества разных жанров на развитие речи детей 3-4 лет" за 2016 – 2017 учебный.

Тематический план самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Тематический план самообразования воспитателя на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Месяц.

Творческий отчет «День за днем, из года в год: патриотическое воспитание в нашем детском саду»Творческий отчет «День за днем, из года в год: патриотическое воспитание в нашем детском саду» Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – корнями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ»
Опубликовано: 27 мая 2017 в 15:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД