Носова Ирина Николаевна
Описание педагогического опыта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание педагогического опыта.
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.
Цель: Развитие речи детей посредством устного народного творчества.
Публикация «Описание педагогического опыта „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Важнейшее средство человеческого общения- это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
-формирование правильной разговорной речи,
-познавательные: познакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, поговорки, пословицы.
-создание благоприятной речевой среды для обогащения и совершенствования детской речи.
-художественные: вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.
Актуальность: дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи сегодня как нельзя актуальна. Так как замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсуствием связной, логически построенной речи у детей.
Изучив теоретические исследования педагогов : К. Д. Ушинского, О. И. Давыдовой, М. К. Боголюбской, А. Я. Мацкевича, Я. А. Каменского я пришла к выводу, что лучшим средством развития речи детей младшего дошкольного возраста является – устное народное творчество.
Результаты диагностики детей трех лет на начало года показали, что большинство детей (63%) затрудняются в оформлении предложений, помогают себе жестами, словами-заменителями. В общении по своей инициативе не вступают. Не владеют формами вежливого речевого общения.
Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственному речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром, людей, вещей природы.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит нам- взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким- в семье. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Для обогащения и усовершенствования детской речи мы создали благоприятную развивающую речевую среду : создаются и систематически обновляются альбомы «времена года», используются различные иллюстрации, картины. В нашей группе много детской художественной литературы. Дети очень любят слушать сказки и рассматривать иллюстрации к ним. Слушая сказки дети хорошо развивают свою память, речь, умеют сопереживать сказочным персонажам, определять положительных и отрицательных героев в произведениях народного творчества.
В группе также имеются разнообразные игровые зоны: стол для конструирования, магазин, кукольный и пальчиковый театры, спортивный, живой (экологический) уголок- где дети выступают в роли взрослых, самостоятельных людей -свободное общение помогает не только отдыхать, но и учиться разговаривать в коллективе.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы посещаем развивающую среду изостудии детского сада. В интерьер изостудии включены элементы русского декоративно- прикладного искусства: предметы утвари: (глиняные кувшины, горшки, самовар и др., мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, фотографии.
Система работы по развитию речи ведется в двух направлениях:
1) Обучение на специально- организованной непосредственно образовательной деятельности.
Для воспитания звуковой культуры речи на непосредственно образовательной деятельности мы применяем разнообразный материал: потешки, скороговорки, считалки, пословицы, поговорки, небольшие рассказы, стихи.
Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения мы используем упражнения на звукоподражание.
Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания.
Например: «Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря…»
Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Обратить внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто как гуси, но не столь громко и др.
Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм-забавам с использованием фольклора.
Мы стараемся вводить в игры хорошо известные потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность («петушок», «большие ноги»). Широко используем малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры-драматизации, народные игры, кукольный театр, праздники).
2) Обучение и закрепления знаний детей в повседневной жизни.
Для полного использования развивающего потенциала фольклора мы применяем их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы. На улице ребенок знакомится с закличками и приговорками. Закличка – обращение к солнцу, дождю, птицам: «жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»
Дождик, дождик, пуще.
Дам тебе гущи.
Выйду на крылечко.
Дам огуречка!
Дождик, дождик, поливай,
Выше будет уражай.
Во время умывания:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели.
Собираясь на прогулку, загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети отгадывают, о каких предметах говорится в загадках.
Причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаю этот процесс словами потешек.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят-
Все волосыньки в ряд.
Рости коса, не путайся,
Маму дочка слушайся.
При укладывании спать поются колыбельные песни. Колыбельные песни являются не только средством развития речи, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Баю-баю-баюшок,
Ляжет дочка на пушок,
На пуховую кровать,
Будет дочка крепко спать.
Огромное внимание уделяется и работе с родителями. На первом этапе нами было проведено анкетирование родителей. Нас интересовало, используется ли фольклор в работе с детьми дома, с какой целью и какой.
Было опрошено 20 родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми фольклор, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…») и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока…»
Нами был заведен альбом для записи фольклорных произведений. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнают какие-то новые пословицы и поговорки просят альбом и записывают их. С родителями групповые и индивидуальные консультации на различную тематику в рамках фольклора. («как укладывать ребенка спать»).
Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссекаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Систематическая организация работы способствует:
- пониманию речи ребенком
- свободному использованию простых предложений в разговоре
- активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми
- инициативности в речевых контактах
Работа по данному направлению еще не завершена. Мы будем продолжать развивать речь через устное народное творчество, знакомя детей с русской культурой и бытом.