Кузьмина Мария Геннадьевна
Описание опыта работы «Этнокультурное образование детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Этнокультурное образования детей дошкольного возраста из опыта работы педагога ДО»
Сегодня всё чаще говорят о необходимости возрождения национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и самосознания народа. Ведущую роль в формировании национальной идентичности играет семья, а потом уже - детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Своевременное приобщение детей к народной культуре как нельзя лучше способствует возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нем.
Публикация «Описание опыта работы „Этнокультурное образование детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Современная система дошкольного образования в контексте внедрения ФГОС ДО должна быть максимально приближена к местным национальным условиям жизни. Таким образом, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка. Идеи этнопедагогики приобретают все большее общественное значение.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю. Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка-дошкольника, так как в этом возрасте ребёнок начинает познавать мир.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, чувствительностью и любознательностью. Этот период очень благоприятен для воспитания этнокультуры у детей.
Задачами педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями народа.
С раннего возраста ребёнок испытывает огромный интерес к восприятию образов, звуков, красок. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Формирование этнокультурной компетентности занимает важное место в воспитании детей изостудии. Большое внимание в работе уделяется следующим направлениям:
- изучение национальных традиций и обычай народного творчества, искусств и ремёсел;
- развитие умения детей воспринимать красоту и неповторимость родной культуры и природы;
- ввести детей в увлекательный мир декоративно-прикладного искусства и показать красоту труда человека.
- в процессе освоения тем, посвящённых народной культуре, совершенствовать у детей практические навыки работы с различными изобразительными материалами.
- Развивать творческое воображение, способности к составлению декоративных композиций и изображений растительного и животного мира родного края.
- развитие потребности в творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;
- активное вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс;
- воспитание уважения к представителям других национальных культур.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
С малых лет человек сталкивается с различными формами народного творчества: игрушкой, песней, сказкой, росписью, узором вышивки и т. д. Радостные впечатления, получаемые от этого в детстве, становится потребностью человека на всю жизнь. С возрастом восприятие красоты утверждается в человеке и переходит в любовь к народу, создавшему это прекрасное, воспитывает у них национальную гордость.
Так как разработанной программы по изобразительной деятельности с включением этнокультурного содержания нет, поэтому приходится использовать различные пособия и литературу, искать подходящие материалы, систематизировать и включать в перспективное планирование и рабочую программу.
Для реализации программы необходима предметно-развивающая среда в изостудии, где подобраны репродукции картин художников, изделия мастеров, наглядный и демонстрационный материал, сделанный своими руками.
При отсутствии необходимого наглядного материала, используем с детьми ИКТ, которые позволяют сделать изодеятельность по данной теме привлекательней, интересней, способствует лучшему восприятию и изображению.
Знакомство с произведениями художников позволяет затронуть душу каждого ребёнка, вызвать нравственные качества, увидеть красоту родного края, красоту простых людей, старинных предметов быта.
Поэтому, при знакомстве детей с изобразительным искусством я подбираю наиболее выразительные, понятные детям, картины разных видов (живописные и графические) и разных жанров: пейзажи, натюрморты,сказочные былины, портреты, картины бытового жанра.
Эмоционально откликаясь на картины художников и окружающий мир, дети с удовольствием передают свои чувства, изображая красоту природы в разное время года, животный мир родного края, различные северные сюжеты.
Стараюсь поддерживать и развивать интерес к книжной иллюстрации. Побуждаю детей проявлять творческие возможности для отражения национального образа, передавая характер героя, прорисовывая элементы одежды, украшения.
Поэтому мы знакомимся с ненецкой национальной мужской и женской одеждой, образы которых передаём в работах на темы ненецких сказок.
При знакомстве с ДПИ народов, учимся видеть красоту, неповторимость, особенности и характер изделий. Восхищаемся образами животных, птиц, созданных народными мастерами. Рассматриваем украшения из камня, кости; узорное вязание, вышивание, ткачество, изделия из меха, берестяную, керамическую и деревянную посуду.
ДПИ народов имеет свой язык, который выражается через свой орнамент. Поэтому мы обязательно знакомимся с орнаментами. Учимся составлять узор на разных формах: предметах быта, одежде, ритмично располагая и чередуя элементы, усложняя композиции. Для закрепления элементов орнамента, изготовлены дидактические игры «Укрась посуду», «Найди пару», «Дорисуй узор», «Подбери узор» и т. д., а также проводятся квест игры «Народных промыслов», Сюжетно-ролевая игра по рисованию «Интерактивная экскурсия в Музей искусств» для детей5-7лет.
Все работы располагаем в группах на выставку, а лучшие работы участвуют в конкурсах и выставляются в фойе изостудии.
Также приобщаем к культуре и родителей воспитанников. Приглашаем принять участие в мероприятиях, выставках, в районных конкурсах рисунков. Также вместе с воспитанниками и их родителями мы реализовали краткосрочный проект – «Наш ЯМАЛ» в которых прослеживается этнокультурный компонент. Посещаем музей.
Приобщение детей с дошкольного возраста изобразительному и народному искусству помогает детям войти в мир национальной культуры, решает общие задачи эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Не зря народная мудрость гласит:
«Что знаешь в детстве, то знаешь навсегда».