Галина Сергеева
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это пора, когда хочется всё знать. Детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы: "Что?", "Где?", "Когда?", "Как?". И я должна всегда ответить на них, даже если не знаю ответа. А это значит, что я сама должна искать ответ на неизвестный мне вопрос. Поэтому я взяла проект на тему: "Развитие познавательной активности дошкольников через детское инновационное экспериментирование". Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Использовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и неопознанное. Я считаю, что экспериментирование – это основной вид познавательно – исследовательской (поисковой) деятельности. И чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает малыш, тем быстрее и полноценнее он развивается. Работу над проектом я начала с изучения нормативно – правовых документов, научно – методической литературы, интернет ресурсов. Где главным условием – экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно – развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. Начала свою работу с оборудования уголка. Правильно оборудованный исследовательский уголок предоставляет возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проводить самостоятельно исследования. Пополнила природным и бросовым материалом, предметами из железа, пластмассы, магнитами. А также были приобретены микроскопы и наборы пособия для химических опытов. Дети были ознакомлены с необычным оборудованием и материалами для исследовательской деятельности. Познакомились с устройством и правилами работы с микроскопом. Изучили инструкцию по применению и хранению новых опытов. Сделали и приобрели много раздаточного материала: трубочки, вертушки, шарики, соль, сахар, восковые свечи, бумага разной плотности, ватные палочки, диски, пластиковые крышки, обрезки ткани. Разработала карточки схемы для проведения новых опытов. Изготовила "Правила безопасности при работе в уголке экспериментирования". Совместно с родителями и детьми сделали дидактические игры по экспериментальной деятельности к инновационным опытам и экспериментам. Очень удобно использовать картотеку с опытами по изучению свойств воды, воздуха, песка, льда, магнитов, а также добавила опыты с микроскопом и химические опыты. Роль картотеки трудно переоценить, т. к. данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой карточке отражена информация о целях и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, необходимое для опыта и фиксируемый ожидаемый результат. Во время учебного года и на данный момент в нашей группе продолжает работать мини – лаборатория "Увлекательная наука", с помощью которой дети узнают об объектах и предметах окружающего мира с разных сторон, у них формируется целостное видение картины. В течении года с детьми проводила беседы на темы: "Правила безопасности при проведении опытов", "Необходимость и интерес к исследовательской деятельности", "Бережное отношение к природе". Постоянно обновлялись фотовыставки с участием детей в разных опытах и оформляли ряд выставок творческих работ. В своей работе широко использовала ЭКТ мультимедийные презентации. Они позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Активными участниками в создании экспериментального уголка группы являются родители, которые поддерживают интересы детей не только в домашних условиях, но и в группе. Для родителей провела консультации "Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" и "Что нужно делать и чего нельзя для поддержания интереса детей к познавательному инновационному экспериментированию". Данный проект продолжается дальше, так как у детей до сих пор не иссекает инициатива и ряд проблем, интересных ситуаций, вопросов, которые мы не оставляем без внимания и решаем через инновационную – экспериментальную деятельность, прорабатываем, исследуем.