МААМ-картинки

Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей (3 фото)

Наталья Самарина
Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей

Введение: В современном мире социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы. Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребенка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность. Развивая творческие способности в процессе ручного труда, ребенок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь.

Публикация «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей» размещена в разделах

Дети создают множество открытий, интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. Новизна открытий и продукта субъективна, и это важная особенность детского творчества.

Процесс создания продукта отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем достижения результата.

Ребенок с легкостью начинает ориентировочную (порой бессмысленную) деятельность. Постепенно деятельность становится более целенаправленной, и часто путем экспериментирования ребенок приходит к положительным результатам.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческих способностей.

В творческие способности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности детей, входят:

1. Способность к восприятию;

2. Творческое воссоздающее воображение

3. Творческое мышление;

4. Комбинаторные способности;

5. Образная и сенсорная память;

6. Творческая самостоятельность и т. д.

Восприятие.

Изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребёнка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства. У детей старшего дошкольного возраста восприятие протекает целенаправленнее, дети приобретают возможность более глубоко и разносторонне познавать окружающую жизнь и отражать её в своём творчестве.

У детей формируются важные сенсорные способности :

-точный глазомер,

-зрительная оценка пропорций,

-чувство ритма.

Художественная деятельность детей с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего, ребёнку необходимо отчётливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребёнка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, тактильного, формирование сенсорного опыта.

Образное мышление и представления.

Становление мышления в старшем дошкольном возрасте в значительной степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определённых действий с внешними предметами, которыми ребёнок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного мышления. Этот вид мышления создаёт большие возможности для освоения внешней среды, выступая средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов. Приобретая черты обобщённого мышления, эта форма мышления остаётся образной, опирающейся на реальные действия с предметами. В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Воображение - следующее направление формирования творческих способностей дошкольников. Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний, получая что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Именно развитое воображение порождает новые образы и является основой для всякой творческой деятельности. Дошкольное детство является периодом для развития воображения. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Одним из главных источников воображения, по мнению психологов, педагогов, является природа, всегда вдохновляющая писателей, поэтов, художников. С огромным интересом воспроизводят природные объекты в своём изобразительном творчестве и дети. Процесс познания природы обогащает опыт ребёнка, создаёт основу для развития фантазии, воображения. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника – это развитие направленности воображения.

Также в дошкольном возрасте происходит переломный момент в развитии внимания, который связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определённых предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определённые способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остаётся непроизвольное внимание. Вместе с тем детям старшего дошкольного возраста ещё трудно сосредоточиться на чём-то однообразном. А вот в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым. Речь является универсальным средством организации внимания, она даёт возможность заранее словесно выделить значимые для определённой задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и процессе развития памяти. Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребёнок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, даёт наилучшее впечатление. Таким образом, объём фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одним из основных достижений дошкольника является развитие произвольного запоминания. Накопление к старшему дошкольному возрасту опыта практических действий, достижение определённого уровня развития восприятия, памяти, воображения и др. создаёт ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке всё более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.

Велико участие продуктивной деятельности в творческом и интеллектуальном становлении ребенка, в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя, как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами, инструментами, реализующего свои замыслы. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, труде, в жизни.

Цель: развитие свободной творческой личности ребенка, развитие творческого воображения и мышления.

Задачи:

• создание в группе среды, способствующей развитию воображения, творческой активности;

• формирование практических навыков работы с материалами и инструментами;

• воспитание аккуратности и трудолюбия;

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие мелкой моторики рук, глазомера;

• формирование коммуникативных навыков, развитие познавательных способностей.

Новизна и оригинальность моего опыта заключается в повышении интереса детей к ручному труду через создание специализированного пространства и раскрытие практической целесообразности ручного труда через игровую деятельность.

Технологичность и практическая применимость педагогических идей моего опыта заключается в том, детям предоставляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки) : бумага ( различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); ткань, проволока, вата, целлофан, поролон, пенопласт и др. Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх).

Данный опыт могут использовать как начинающие воспитатели, так и педагоги с высокой планкой мастерства для создания правильных условий в которых формируются творческая инициатива ребенка. Это даст возможность другим педагогам увидеть практическую значимость использования ручного труда в работе с детьми.

Условия реализации опыта:

При организации ручного труда соблюдаются следующие условия:

1)Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

2)При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек.

3)Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.

4)Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.

5)О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу.

6)Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

1. Пути реализации педагогического опыта

1.1. Основные направления в работе с детьми

Работа с детьми осуществляется по двум направлениям:

проведение специально организованного обучения;

создание условий для самостоятельных практических действий детей.

1 направление: проведение специально организованного обучения: каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит частая смена деятельности. В результате, на выполнение самой поделки уходит всего 8-10 минут, а в остальное время проводится коррекционная работа. Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей

На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:

1. Природный материал (шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов.

2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.).

3. Бумага ( различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга).

4. Ткань, проволока, вата, целлофан, поролон и т. д.

С первых занятий приучаю детей к аккуратности в работе, разъясняю, что данный вид деятельности не терпит торопливости и неряшливости.

При этом необходимо следить, чтобы технология обработки была несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению к самостоятельности.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, необходимо проводить беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

При оценке детских работ, необходимо стараться отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечать значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами можно украсить группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Необходимо подводить детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы.

Фото №1 Одним из факторов обеспечивающих

При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

1. договариваться о совместной работе, ее содержании;

2. работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

3. планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

4. радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

В своей работе использую такие виды труда, как: моделирование, аппликация, конструирование из бумаги (оригами, изготовление поделок из природного материала, бросового материала.

2 направление: создание условий для самостоятельной работы детей.

Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок должны быть созданы определенные условия. Что предполагает следующее:

1. наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;

2. обеспечение свободного доступа к материалам;

3. наличие образцов построек и поделок. Такие образцы ребенок может воспроизводить точно или в измененном виде, во всяком случае, они будут способствовать появлению новых идей и целей.

Фото №2 Развитие ребенка

Организован «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке. Нами был создан «Волшебный сундучок», куда дети совместно с родителями собираем бросовый и природный материалы. Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле — во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. В процессе данной работы мы пришли к коллекционированию природного и бросового материала.

Наверное, каждый из нас в детстве имел какую ни будь коллекцию, например, марок, вкладышей, монет, открыток и так далее. Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением ребёнка-дошкольника. Детские коллекции характеризуются визуалъностъю и манипулятивностью. Визуалъность коллекции проявляется в её обязательной наглядности. Собираемый материал должен быть представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы (игрушки, книги. Манипулятивностъ коллекции проявляется в желании ребёнка действовать с собранным материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебирания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что- то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них.

Нами были собраны коллекции «Мир марок», «Киндерландия» (игрушки киндер сюрприза, «Пуговички», «Шишки, плоды и семена», «Ракушки», «Втулки», «Открытки», «Виды бумаги», «Фантики». Наши коллекции находятся в местах, доступных для ребёнка. Индивидуальные коллекции (количество которых может быть достаточно большим) хранятся в специальных индивидуальных ёмкостях (коробочки, шкатулочки, мешочки, альбомы).

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:

Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.

Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.).

Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.

Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.

Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).

Коллекционирование как форма работы с детьми эффективно используется при реализации задач по ручному труду.

Процесс изготовления поделок из природного материала, подручных средств, бумаги интересен и приятен. Необходимо постараться сделать так, чтобы для детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по-разному действовать. Ребенок узнает не только свойства бумаги, но учится согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходится затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Маленькими цветными комочками мы украшаем шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляют детям большую радость, они видят результат своей работы.

Для развития у детей слухового внимания, чувствительности можно провести игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги - калька, папиросная бумага, целлофан - и слабо шуршащие и дети по шуму определяли сорт бумаги, «Угадай на ощупь».

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка Ручной труд для детей, необходим ли он вообще? Работа с ножницами, клеем, бумагой, природным и бросовым материалом. Что ребенку дают.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 18:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Самарина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД