Ирина Косова
Офтальмологические особенности детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).
Данные дети отличаются различным уровнем как психофизического развития при поступлении в школу, так и уровнем развития компенсаторных процессов, необходимых для обучения. Слепота значительно осложняет физическое развитие обучающихся, что проявляется: в замедленном темпе овладения различными движениями и более низком уровне развития; в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудностях передвижения в пространстве. Отмечаются трудности в овладении языковыми и неязыковыми средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности, а также наличие своеобразия речевого развития, что обуславливает необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе слепых обучающихся как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности.
Публикация «Офтальмологические особенности детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование точных образов окружающего, снижает возможности ориентировки в пространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных функций чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность. Для обучающихся характерно снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией и др.
Наблюдается снижение скорости и точности зрительного восприятия, замедленность становления зрительного образа, сокращение и ослабление ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.).
Такие дети отличаются своеобразием речевого развития, проявляющимся в слабой связи речи с предметным содержанием, наблюдается снижение общей познавательной активности. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями.
Особые образовательные потребности таких детей связаны с :
— развитием познавательной деятельности;
— систематическим и целенаправленным развитием логических приемов переработки учебной информации;
— обеспечением доступности учебной информации для зрительного восприятия;
— использованием индивидуальных пособий;
— учетом темпа учебной работы;
— увеличением времени на выполнение практических работ;
— введением коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;
— активным использованием речи как средства компенсации нарушенных функций;
— поддержанием и наращиванием зрительной работоспособности в образовательном процессе;
— поддержанием психофизического тонуса и др.
Рекомендации родителям ребенка с нарушениями зрения
1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.
2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут возникнуть при ориентировке в пространстве.
3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.
Уважаемые родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу, в которой он будет проходить обучение. Если у Вашего ребенка нарушения в области зрения, то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.
Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:
— реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
— есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с нарушениями в области зрения (слепыми, слабовидящими);
— осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции;
— при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли медицинское сопровождение обучающихся. Организация имеет право включать в штатное расписание врача-офтальмолога и сестру-ортоптистку;
— есть ли психолог, иной специалист узкого профиля, осуществляет ли он курсы «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие осязания и мелкой моторики»; «Развитие коммуникативной деятельности»;
— какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы, а именно:
1) есть ли учебные помещения (классы, специальные кабинеты, площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых должны обеспечивать возможность успешной реализации урочной и внеурочной деятельности;
2) есть ли учебные помещения для осуществления образовательного процесса (классы, специальные кабинеты) : сенсорного развития, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коррекции речевых нарушений, ритмики и (или) адаптивной физической культуры, психологической коррекции;
3) есть ли спортивные сооружения (залы, стадионы, спортивные площадки, оснащенными игровым, спортивным оборудованием и инвентарем, соответствующим особым образовательным потребностям слепых обучающихся;
4) есть ли помещениями медицинского назначения (в том числе кабинет офтальмолога, ортоптический кабинет);
5) есть в организации специализированные помещения – логопедический кабинет, кабинет медицинского назначения, кабинет для ЛФК и массажа, специально оборудованные спортивный зал, кабинет педагога-психолога, сенсорные комнаты релаксации, бассейн;
6) каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность.
Также Вам необходимо знать, что обучение детей с нарушениями зрения должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция зрительного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.
Если образовательная организация (школа, в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями зрения, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.
[1] Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что обуславливает полное отсутствие у них даже зрительных ощущений. В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступают осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль. Слепые со светоощущением имеют зрительные ощущения. Слепые с остаточным зрением (практическая слепота) имеют относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения. Это в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира. Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущими в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должны выступать осязательное и слуховое восприятие. Среди слепых преобладают обучающиеся, у которых зрение было нарушено (утеряно) в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой, определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.
[2] Компенсаторный – замещающий.
[3] Коммуникативная деятельность – деятельность, связанная с передачей и восприятием информации.
[4] Зрительные функции человека представляют собой восприятие светочувствительными клетками сетчатки глаза внешнего мира посредством улавливания отраженного или излучаемого объектами света в диапазоне волн от 380 до 760 нанометров (нм).