Стройкова Людмила
Оформление кабинетов в ДОУ. Организация центра сенсомоторного развития в кабинете учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Многие исследователи в области психологии и педагогики подчёркивают важность развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. Именно данный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Публикация «Оформление кабинетов в ДОУ, Организация центра сенсомоторного развития в кабинете учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2019
Сенсомоторика (от лат. Sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Работая с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, вопрос сенсомоторного развития встаёт особенно актуально.
У детей данной категории отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков:
• дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов;
• недостаточная дифференцированность всех видов восприятия;
• несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
• затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;
• замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;
• трудности в формировании пространственных ориентировок;
• несовершенность двигательных навыков, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ОВЗ является создание специальной развивающей среды. Поэтому представляю свой опыт работы по организации центра сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога.
Центр сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога
– это адаптированный вариант сенсомоторной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Он выполняет ряд определенных функций:
• стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики пальцев рук;
• стимуляция двигательной активности;
• повышение работоспособности детей;
• активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• создание положительного эмоционального фона.
При организации центра сенсомоторного развития в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в кабинете. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Данный центр должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Центр сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога должен включать в себя различные зоны, в том числе:
• Зона развития слухового внимания и восприятия.
• Зона развития зрительного внимания и восприятия.
• Зона развития чувства осязания.
• Зона развития мелкой моторики пальцев рук.
Остановлюсь подробнее на каждом из вышеперечисленных зон.
Зона развития слухового внимания и восприятия:
- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
- Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т. д.
Зона развития зрительного внимания и восприятия:
- Парные картинки с признаками различий, точечные изображения.
- Цветовые пятна-кляксы различной формы.
- Колбы, воронки для перелива воды, пинцеты для захвата мелких предметов.
- Картинки-штриховки.
- Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами, фонарик.
- Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).
Зона развития чувства осязания:
- Массажные мячи (разные по форме, упругости, фактуре).
- Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
- Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
- Выпуклые буквы, цифры.
- Разные по форме мелкие предметы.
- Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Зона развития мелкой моторики пальцев рук:
- Природный материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, зерна, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.).
- Бытовые материалы: колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, канцелярские скрепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т. п.).
- Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто, глина, трафареты; картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений для координации речи и движений и т. д.
Таким образом, использование центра сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога является важным фактором для полноценного сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, стимулирует их к активному познанию и получению максимальной информации из окружающего мира.