Диана Голиневич
Одиннадцать видов игр для развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дети любят играть. И, если вам кажется, что игра нужна им просто для развлечения – это не так. Игра имеет очень важное значение в росте и развитии ребенка. Именно благодаря ей дети развивают чувство собственного «я», общаются со сверстниками, учатся взаимодействовать с другими людьми и делиться важной информацией.
Как и любая другая деятельность, связанная с развитием, игра – это сложная деятельность. Она может состоять из нескольких этапов. Существуют разные виды игр.
Публикация «Одиннадцать видов игр для развития ребенка» размещена в разделах
Рассмотрим 11 видов игр, которые влияют на развитие ребенка. Но сначала нам следует разобраться, что такое игра и почему она важна для развития ребенка.
Что такое игра?
Говоря просто, игру можно определить как добровольную деятельность, направленную на получение удовольствия. Игра сильно влияет на развитие детей, потому что развивает у них самосознание и учит решать социальные проблемы. Игра помогает ребенку расслабиться и наладить общение со сверстниками.
Также принято считать, что игра помогает детям освоить моторные навыки (такие как, например, умение удерживать баланс) и концентрацию. Это помогает детям в учебе в школе.
Почему игра важна для развития ребенка?
Психологи выделяют три основные цели игровой деятельности:
игра – ключевой элемент обучения детей. С помощью игры дети подражают взрослым и осваивают новые навыки;
игра позволяет ребенку ощутить привязанность к сверстникам и родителям;
игра помогает ребенку преодолеть эмоциональный стресс.
Все это свидетельствует о том, насколько ребенку важно играть каждый день. Поэтому в детских садах игре отведено так много времени.
Виды игр, важные для развития младенцев и дошкольников
Любая игра, будь то бесцельное перебрасывание мяча друг другу или ролевые костюмированные игры – завладевает вниманием ребенка, развивает его творческий потенциал и воображение. Рассмотрим 11 видов игр, способствующих развитию ребенка.
1. Свободная игра
Свободная игра происходит, например, когда младенец делает хаотичные движения руками и ногами. Со стороны это кажется случайными движениями, но это определенно является одной из форм игры. Ее часто можно наблюдать у новорожденных и младенцев.
Преимущества:
ребенок пробует делать движения и интуитивно узнает об эмоциональном возбуждении;
свободная игра создает основу для игровой деятельности в будущем.
Примеры:
хаотичные движения рук и ног;
ребенок, как кажется со стороны, ничего не делает.
2. Параллельная игра
Параллельная игра, как правило, наблюдается у детей в возрасте от 1 до 2 лет, когда они играют вместе, но мало взаимодействуют друг с другом. Со стороны кажется, что дети играют каждый сам по себе, не стараясь привлечь внимание других. Во время параллельной игры ребенок может наблюдать за другими детьми и вносить на основе этого изменения в свою игру. Но он не будет пытаться как-либо влиять на своих сверстников.
Преимущества:
параллельная игра учит ребенка взаимодействовать со сверстниками;
параллельная игра учит ребенка тому, что ему принадлежит, а что – нет;
параллельная игра учит ребенка ролевым играм.
Примеры:
случаи, когда ребенок делится с кем-то своими игрушками;
ролевые и костюмированные игры;
строительство замка в песочнице, в которой играют и другие дети.
3. Ассоциативная игра
Ассоциативная игра заключается в том, что дети начинают больше интересоваться сверстниками и меньше внимания уделять игрушкам. Когда дети взаимодействуют друг с другом, со стороны кажется, что в их игре нет правил, структуры и конечной цели. Этот вид игры чаще всего наблюдается у детей в возрасте 3-4 лет.
Преимущества:
ассоциативная игра помогает детям социализироваться и общаться со сверстниками;
учит детей правилам общения;
благодаря ассоциативной игре дети учатся делиться;
дети развивают языковые навыки;
дети учатся решать проблемы и сотрудничать друг с другом.
Примеры:
игра нескольких детей в одни и те же игрушки;
обмен игрушками;
активное общение детей между собой.
4. Одиночная (независимая) игра
Одиночная игра обычно наблюдается у детей в возрасте 3-4 лет. Во время такой игры ребенок увлечен игрушками, он их поднимает и рассматривает. Он не интересуется сверстниками, которые находятся рядом. Одиночная игра важна для детей, которые еще не освоили необходимые физические или социальные навыки и могут стесняться подойти к сверстникам.
Преимущества:
ребенок учится быть самостоятельным;
ребенок принимает самостоятельные решения;
ребенок развивает уверенность, взаимодействуя со сверстниками;
одиночная игра развивает воображение и креативность ребенка;
ребенок самостоятельно получает новые знания об окружающем мире;
ребенок учится расслабляться и размышлять.
Примеры:
разыгрывание воображаемых событий;
рисование.
5. Воображаемая игра
Во время воображаемой игры дети представляют разные ситуации и себя в определенной роли, а затем разыгрывают воображаемые сценарии. Этот вид игры побуждает ребенка разыгрывать разные эмоции.
Преимущества:
воображаемые игры развивают интерес ребенка к окружающему миру;
игра развивает воображение и творчество ребенка;
развивает навыки решения проблем;
развивает языковые навыки;
поощряет сочувствие к окружающим.
Примеры:
ролевые игры;
разговоры с куклами;
проявления заботы и привязанности к мягким игрушкам.
6. Игра на наблюдение
Дети участвуют в игре в качестве зрителя. Они наблюдают за играми других детей, но не принимают в них активного участия. Такие игры чаще всего наблюдаются у детей дошкольного возраста, которые учатся, наблюдая.
Преимущества:
наблюдая за другими, ребенок учится;
слушая и изучая игру сверстников, ребенок развивает языковые навыки.
Пример:
случаи, когда ребенок проявляет живой интерес к игре других детей, но сам не принимает в ней участия.
7. Игра-соревнование
Это организованная игра с четкими правилами и условиями победы и проигрыша. Футбол и всяческие дворовые и настольные игры – это примеры игр-соревнований.
Преимущества:
ребенок учится играть по правилам;
ребенок учится ждать своей очереди;
ребенок учится работать в команде.
Примеры:
настольные игры;
игры на улице: футбол, настольный теннис, бадминтон и т. д.
8. Игра на сотрудничество
По мере роста дети развивают свои социальные навыки. В конечном счете они учатся сотрудничать, взаимодействовать и играть вместе. В игре на сотрудничество дети вместе выполняют командную работу для достижения общей цели.
Преимущества:
ребенок учится делиться и понимать сверстников;
ребенок развивает коммуникативные навыки;
начинает понимать ценность командной работы;
учится самовыражаться;
повышает уверенность в себе.
Пример:
дети вместе строят замок из песка.
9. Символическая игра
Дети используют различные предметы для выполнения действий. Игра на музыкальных инструментах, рисование, раскрашивание и пение – все это формы символической игры.
Преимущества:
ребенок самовыражается;
ребенок исследует новые идеи.
ребенок экспериментирует и учится выражать эмоции.
Примеры:
рисование;
пение;
игра на музыкальных инструментах.
10. Физическая игра
Это вид игры, который предполагает физическую активность.
Преимущества:
поощряет физическую активность ребенка;
развивает крупную и мелкую моторику.
Примеры:
катание на велосипеде;
прятки;
игры с мячом.
11. Конструктивная игра
Сюда относятся любые виды игр, которые предполагают конструирование или сборку чего-либо.
Преимущества:
игра мотивирует ребенка сосредоточиться на достижении цели;
учит планированию и сотрудничеству;
учит настойчивости;
развивает адаптивность к новым условиям.
Примеры:
строительство из кубиков;
построение замка из песка.
Игра крайне важна для роста и развития детей, поэтому родители не должны мешать своему ребенку играть. По возможности родители должны как можно чаще играть с ребенком – это укрепляет эмоциональную связь. Когда маленькие дети играют с игрушками, присматривайте за ними, чтобы избежать несчастных случаев.
Убедитесь, что ребенок имеет возможность играть и общаться со сверстниками. Ходите вместе с ним в парк или на детскую площадку. Это помогает ему развить социальные навыки и учит делиться. Убедитесь, что в детском саду, куда вы отдаете ребенка, достаточно внимания уделяется как играм, так и занятиям по программе.