наталья немкова
ООД в старшей группе «Знакомство с лекарственными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в старшей группе по теме «Знакомство с лекарственными растениями».
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с лекарственными растениями Хакасии
Задачи:
1. Создать условия для формирования у детей представлений о лекарственных растениях
Публикация «ООД в старшей группе „Знакомство с лекарственными растениями“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
2. обеспечить условия развития поисковой активности детей.
3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
4. способствовать развитию навыков взаимодействия
Организация детских видов деятельности:
• Общение ребёнка с взрослым;
• Общение ребёнка со сверстниками;
• Умение совместно договариваться;
Предварительная работа:
• беседа «Лекарственные травы»;
• рассматривание иллюстраций, книг, по теме;
Оборудование и материалы:
• Ноутбук,
• экран,
• видеопроектор,
• презентация,
• карточки с изображением лекарственных растений,
• плоскостные фигурки плачущих и смеющихся человечков,
• плоскостные цветочки грустных и весёлых ромашек,
• микрофон.
Ход ООД:
1. Мотивация к деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Ребята, вы узнали кто это?
- Из какой сказки этот герой?
- Куда он ушёл от бабушки с дедушкой?
- Как вы думаете, куда он нас хочет пригласить?
- Что же сегодня он задумал?
- Наверное, он что-то нам захотел в лесу показать
- А что, мы узнаем, если разгадаем слово. (Детям предлагается кроссворд)
2. Актуализация знаний:
- С кем встретился колобок в лесу?
Воспитатель читает отрывок из произведения
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
Беседа «Лекарственные растения»
- Ребята, как вы думаете, чем лечил Айболит зверей в лесу?
- Правильно! Чудо-растениями, которые живут в лесу и не только
- Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали.
- Так и человек стал искать помощи у разных растений.
- Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных лечили травяными настоями.
- Ребята, а вы хотите узнать, какие лекарственные растения Айболит мог бы собрать для своих больных зверей в Хакасии?
Посмотрите, некоторые из них выросли на этой поляне.
- Колобок предлагает нам поиграть в игру «Лесная аптека на службе человека»
- Какие растения есть в Лесной аптеке, вы узнаете, разгадав мои загадки
Он заметный, золотой
Постарел и стал седой.
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел
- Что же это за растение?
- Правильно, одуванчик.
Корень одуванчика возбуждает аппетит, его охотно едят и животные
- Слушаем следующую загадку.
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари освещают фонари
На больших столбах подряд
Лампы белые висят
- Как вы думаете дети, что же это за растение?
Конечно же, это ландыш
- Из цветов этого растения делают капли, которыми лечат больное сердце
- Следующая загадка
Каждый лист разбит на дольки
Посчитайте, долек сколько?
8,10,20,30
Тут легко со счёта сбиться
- Правильно, это растение называется Тысячелистник
- Посмотрите на листья этого растения, теперь вам понятно, почему его так назвали. Каждый лист состоит из множества крохотных листочков, а у каждого листочка ажурные края. В лечебных целях используют соцветия этого растения
Тысячелистником лечат заболевания желудка. Останавливают кровотечение, так же его используют для улучшения аппетита.
- Слушаем следующую загадку
Стоит в поле кудряшка
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое?
- Правильно, Ромашка
- Посмотрите это две ромашки, но только одна из них лекарственная
Игра «Найди отличие»
- Вы правильно отметили, что у лекарственной ромашки листья, рассечённые и много, много мелких цветочков. Лекарственная ромашка имеет неприятный запах. Она растёт на солнечных полянах. Если заболит горло, то лучший доктор – отвар лекарственной ромашки.
- Следующая загадка
Не пустили в огород
От того она и жжёт
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня
- Да, правильно, это крапива
Почему же обжигает крапива? Оказывается у неё на листьях и стеблях имеются особые волоски, каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волоска едкая жидкость. Дотронешься, получай укол. Когда её заготавливают, одевают перчатки.
- Крапивой лечат раны. Берут сырую крапиву, толкут и прикладывают ранам. Она раны вычистит и заживит. В ней содержатся вещества, убивающие микробов. Ещё она хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- Слушаем последнюю загадку
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог
Но однажды людям добрым
Раны вылечить помог
- Правильно. Это подорожник.
- Подорожник ещё называют зелёным бинтом, потому что листья его упругие с прочными жилками растут пучком. Листья подорожника используют при ушибе, ранах. Лист нужно очистить от пыли, поцарапать, чтоб выделился сок, и приложить к ране. Ещё отвар подорожника лечит желудок.
- Молодцы! Вы все внимательно слушали, и я думаю, запомнили, что я вам рассказала. А теперь колобок предлагает нам поиграть в игру
«Фотографы»
Вы готовы играть?
Игра «Фотографы»
3. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
- Представьте, что вы фотографы, да ещё и учёные-исследователи.
- Вы вооружились фотоаппаратом – вашим острым зрением, которое заметит все части растения. Сейчас каждый из вас выберет на полянке одно растение и внимательно рассмотрит его (сфотографируйте его своими глазками) Очень важно увидеть в растении все детали, самое главное. В этом вам поможет данный алгоритм. (Детям предоставляются карточки – схемы по описанию растения) Вам нужно будет как можно подробнее рассказать об этом растении.
- После того, как дети выберут растение и подготовятся к рассказу о нём воспитатель предлагает начать конференцию «ученых» (детям предлагают игрушечный микрофон)
(схема рассказа)
- И так, начинаем конференцию учёных-исследователей (дети рассказывают о лекарственном растении по схеме.) После чего кладут карточки в корзину.
Игровая проблемная ситуация
(плачущие волшебные человечки на лесной поляне)
- Дети, слышите кто-то плачет. Кто же это? Да это же человечки из волшебного города. Они говорят, что с ними случилась беда. Все жители города заболели, а как лечиться не знают. Пришли на полянку за лекарственными растениями, а не знают какое растение что лечит. Ребята мы сможем им помочь?
Игра «Вылечи человечка»
Воспитатель даёт детям по больному плачущему человечку (плоскостное изображение на котором красным треугольником отмечено больное место)
Проблемная ситуация. Чем и как будем лечить? Ребята таблеток и микстур у нас нет.
- Правильно! У нас есть лекарственные растения. Вы постарайтесь из лекарственных растений выбрать то, которое поможет поправить здоровье вашему человечку и рассказать нам всем про это растение. Как оно называется, как используется. Если задание выполните верно, то вместо плачущего человечка я дам вам улыбающегося.
(улыбающиеся человечки)
После игры делается вывод о значимости лекарственных растений и необходимости правильного их применения.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам станцевать. Ведь всем нам стало хорошо нам от того, что мы помогли человечкам, а человечкам от того, что они поправили своё здоровье.
Танец с человечками.
3. Рефлексивно-оценочный этап:
- Ребята, вам понравилось путешествие с колобком по лесу?
- Колобок хотел бы узнать, кому из вас было хорошо и интересно
- Если во время путешествия вам было хорошо, интересно возьмите весёлую ромашку. Если не очень, грустную. И давайте покажем их колобку (колобок)
- Сейчас лето, и я предлагаю вам с родителями собрать лекарственные травы, мы их засушим и сделаем гербарий. А пока я попрошу вас зарисовать одно растение на альбомном листе и принести его в детский сад. Из ваших рисунков мы оформим коллаж.