Ясупиева Импирият Сулеймановна
Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями»
МБДОУ № 41 Воспитатель: Ясупиева И. С. 2016 г.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с комнатными растениями“ в старшей группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию с комнатными растениями.
Побуждать детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида.
Побуждать детей более точно называть обследовательские действия.
Развивать лексико-грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.
Закрепить понятия «черенок», «черенковать».
Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями.
Формировать умения детей в соблюдении экологических правил и правил безопасности при уходе за комнатными растениями.
Воспитывать основы ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.
Материал:
комнатные растения : традесканция, аспарагус, бегония крапчатая, бегония вечноцветущая, колеус, бальзамин, алоэ, герань, комнатный виноград, фиалка, хлорофитум, кливия, новое комнатное растение декабрист-зигокактус (в начале занятия убран);
предметы по уходу за комнатными растениями : лейка с водой, щетка, кисточка, тряпочка;
предметы, необходимые для посадки нового растения : горшок, земля, песок, совок, лейка с водой, палочка, черепки, черенки.
Материал для эксперимента:
маленький горшок с растением.
Оборудование: большая ёмкость с герметичной крышкой, спички, лучина.
НОД
I. Организационный момент
Д/и с мячом «Назови три предмета»
II. Стук в дверь. Входит Незнайка.
Воспитатель: Ребята, к нам еще один гость. Это Незнайка. Вы его узнали?
Дети: Здравствуй, Незнайка!
Воспитатель: Незнайка, как ты попал в наш детский сад?
Незнайка: Ребята, я был здесь неподалеку и увидел ваш детский сад. Он такой большой, красивый… Я решил зайти и узнать, чем тут занимаются дети?
Воспитатель: Незнайка, мы рады тебя видеть, оставайся на нашем мероприятии и ты много интересного узнаешь. Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях.
Незнайка: Ребята, а я вот не знаю что такое комнатные растения? Как это вы можете мне объяснить?
Дети:
- Комнатные растения – это очень красивые цветы.
- Комнатные растения относятся к живой природе.
- Они питаются.
- Все комнатные растения растут.
На фланелеграфе выкладывается схема.
Сегодня мы поговорим о комнатных растениях.
Незнайка: Ребята, а я, вот, и не знаю, что такое комнатные растения?
Дети: Комнатные растения – растения, которые выращивают в помещении, а не на улице, в специальных горшках на подоконнике.
На фланелеграфе выкладывается схема:
Комнатное растение
питается дышит растет дает потомство
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое комнатное растение. Скажите, а откуда они у вас появились?
Дети:
- Комнатные растения можно купить в цветочном магазине.
- Многие комнатные растения мы посадили и вырастили сами.
Незнайка: Ребята, какие у вас красивые комнатные растения. А что надо делать, чтобы они всегда были здоровыми и красивыми?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие условия необходимы для жизни растений?
Дети:
- Для роста растений необходимо тепло.
- Растения нужно поливать (рассказ и демонстрация).
- Растения нуждаются в рыхлении (рассказ и демонстрация).
- Необходимо опрыскивать и мыть листья растений (рассказ и демонстрация).
- Для роста растений необходим свет.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь названия комнатных растений?
Незнайка: Нет.
Воспитатель: Незнайка, мы сейчас поиграем в игру «Найди, что опишу», а ты внимательно послушай и запоминай, по каким признакам можно узнать растения.
Д/и «Найди, что опишу»
Воспитатель: Ребята, у меня есть необыкновенное комнатное растение с красивыми цветами. В этих цветах содержаться интересные вопросы (Дети выбирают цветок, воспитатель читает вопрос)
Вопросы и задания:
1. Покажи комнатное растение с толстыми мясистыми листьями, в которых содержится горький на вкус сок (алоэ).
2. Покажи и назови комнатное растение, у которого крупные листья зеленого цвета с серебряными пятнышками (бегония крапчатая).
3. Найди, покажи и назови комнатное растение, у которого трехцветная окраска листьев (колеус).
4. Найди и назови комнатное растение, у которого листья похожи на чешуйки, иголки, а в корнях имеются утолщения-клубеньки, в которых содержатся питательные вещества (аспарагус).
5. У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (герань)
6. Найди и назови растение, у которого много маленьких красных цветочков (бальзамин)
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Комнатные растения расставлены в разных уголках комнаты. Дети находят названное растение и идут к нему.
1. 1, 2, 3, 4, 5 – к традесканции подбежать.
2. 1-5 – у герани посидеть.
3. 1-3 – комнатный виноград найди.
4. 1-3 – к алоэ подойди.
5. 1-5 – у флорофитума постоять.
6. 1-3 – к кактусу иди.
7. 1-8 – к фиалке просим.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам покажу живые загадки.
Вносятся растения :
1. Давно не политое.
2. Растение, постоявшее в темноте.
3. Пыльное растение.
4. Не рыхленное растение.
Дети определяют, что необходимо для каждого растения и выполняют действия по уходу за растениями.
Воспитатель: Я вам предлагаю интересную игру «Кому что нужно?»
На столе стоят комнатные растения :
1. Бегония крапчатая.
2. Аспарагус.
3. Фиалка.
4. Кактус.
На подносе предметы по уходу за комнатными растениями :
1. Лейка с водой.
2. Тряпка.
3. Щетка.
4. Кисточка.
Дети выбирают определенный предмет, рассказывают, для какого растения он нужен и демонстрируют действия по уходу за растениями. Например, Я взял кисточку, которая нужна для ухода за фиалкой, так как у фиалки листья с множеством ворсинок, пылинки оседают на них и их лучше убирать мягкой кисточкой.
Воспитатель: Незнайка, посмотри, сколько всего знают наши дети о комнатных растениях. Мне кажется, ты тоже многому у них научился. И я хочу познакомить вас с новым комнатным растением – зигокактусом. В народе его называют декабрист. Ребята, а как вы думаете, почему его так в народе называют?
Дети:
- потому - что он цветет только в декабре.
Дети совместно с воспитателем описывают растение, отмечают его характерные особенности, сравнивают с кактусом.
Воспитатель: Дети, а вы хотите, чтобы у вас в группе росло такое же растение? Давайте мы его посадим. А из чего можно вырастить комнатное растение?
Дети: Из семян, черенков, деток, делением куста.
Воспитатель: Ребята, а что нужно, чтобы вырастить комнатное растение?
Дети:
1. Горшок.
2. Земля.
3. Песок.
4. Вода.
5. Черепки.
6. Палочка.
7. Совочек.
8. Черенок.
Все перечисленное выставляется на фланелеграфе.
Воспитатель: Ребята, у нас есть все необходимое для посадки нового растения. Сейчас мы возьмем черенок от зигокактуса, который обязательно должен состоять из 2-3 члеников. Но его посадить сегодня мы не сможем. Так как перед посадкой этот черенок нужно высушить 2-3 дня и чтобы на месте среза образовалась стекловидная корочка. Мы его посадим через 3 дня и будем за ним наблюдать как он у нас будет расти и развиваться.
Незнайка: Ребята, спасибо, теперь я многое знаю о комнатных растениях и смогу сам его вырастить. А вы можете мне сказать, для чего нужны комнатные растения?
Дети:
1. Комнатные растения очищают воздух.
2. Среди комнатных растений есть лекарственные.
3. Комнатные растения создают уют.
4. Комнатные растения поднимают настроение, обладают приятным ароматом.
5. Комнатные растения выделяют кислород.
Незнайка: Не верю!
Воспитатель: А мы сейчас тебе докажем. Воспитатель заносит большую стеклянную емкость с герметичной крышкой, внутри которого горшочек с растением.
Воспитатель: Этот опыт мы поставили с детьми 3 дня назад. Как узнать накопился ли в емкости кислород. Демонстрация опыта. Дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после поднятия крышки.
Незнайка: Просто чудеса! Спасибо вам за все! Я ухожу, но не прощаюсь
с вами, обещаю по-чаще приходить к вам в гости.
Литература
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. Авторы-составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду.
4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н. Н. Подьякова., Ф. А. Сохина.
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Комнатные растения»
в подготовительной группе.
Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; воспитывать любовь к растениям.
Словарная работа: удобрение, подкормка
Материал: таз, лейка с водой, тряпочки, кисточки.
Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание стеблей и листьев у разных растений, обучение уходу за растениями.
Экспериментальная работа: Внешний вид растения в зависимости от условий: недостаток влаги, тепла, света, света, воздуха.
Ход занятия
Встреча с бабушкой Федорой
В группу к детям приходит бабушка Федора. Здоровается с детьми и говорит им о том, что ей подарили для уюта и красоты в доме комнатные цветы, но она совсем не знает, как какое растение называется и как за ним ухаживать. Бабушка Федора просит ей помочь.
Игра «Назови растения»
Воспитатель предлагает назвать растения (Третье справа или четвертое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин? и т. д.)
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися. Как нужно за ними ухаживать? На что похожи листья фиалки, бальзамина, фикуса?
Бабушка Федора хвалит детей за то, что они много знают о растениях и уходе за ними и просит рассказать. Как они ухаживают за ними.