Приложение МААМ

Конспект ООД «Поможем Капельке» в старшей группе

Татьяна Скрягина
Конспект ООД «Поможем Капельке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа : старшая группа

Тема: «Поможем Капельке»

Цель: знакомство детей с круговоротом воды в природе

Задачи:

Создать условия, способствующие развитию познавательной активности детей.

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки).

Публикация «Конспект ООД „Поможем Капельке“ в старшей группе» размещена в разделах

Развивать речь, мышление, любознательность, воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, желание приходить на помощь другим в работе группе.

Предварительная работа: опыты и эксперименты по изучению свойств воды, отгадывание загадок, чтение стихов о воде («Град» Е. Серов, «Дождь» А. Барто, «Мороз» А. Некрасов, «Облака» Я. Аким, игры «Ручеек», пальчиковая игра «Дождик», беседа о значении воды для всего живого.

Оборудование: ИКТ оборудование, «Капелька» - плоскостное изображение, маски для игры «Капельки», «Солнышко», разрезные картинки, с изображением разных источников воды, оборудование для проведения опытов, аудиозапись «Шум дождя»

Ход образовательной ситуации

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

В. – Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел на занятие? Правильно, Капелька. Она потерялась, не может найти своих сестер Капелек. Она просит нас ей помочь.

Хотите помочь Капельке? Сможете?

Как мы можем ей помочь? Версии детей

Предлагаю отправиться в путешествие. А начнется оно с загадки

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки).

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)

Слайд№1, №2

Глобус. Вид нашей планеты из космоса

Педагог: Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

Педагог: Для чего нам нужна вода? Может ли человек жить без воды?

Кому еще нужна вода? Можно ли пить воду из моря, океана?

Какую воду можно пить?

Откуда берется пресная вода?

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода?

Проводится игра «Сложи картинку».

Дети делятся на 2 группы. На столах лежат картинки с изображением различных источников воды по 3 на каждую группу, разрезанные на несколько фрагментов. Каждая группа подходит к своему столу. Дети начинают собирать картинки из отдельных элементов.

После того как картинки собраны, воспитатель просит детей внимательно их рассмотреть и сказать, что общего во всех изображениях. После высказанных предположений мы приходим к выводу, что всё это источники воды. Затем с помощью вопросов воспитателя дети, смотря на собранные картинки, говорят, что на Земле вода содержится во многих водоё мах: морях и океанах, реках, ручьях, озёрах, родниках, болотах и прудах. В морях и океанах вода солёная, она непригодная для питья.

Педагог: Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Кто знает, в какие состояния может превращаться вода? (ответы детей).

Если дети затрудняются, то воспитатель продолжает: Она умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака и т. д.

Поиграем в игру с нашей Капелькой «Какая бывает вода?»

Педагог: Вы будете передавать капельку по кругу и называть разные свойства воды.

Ответы детей (прозрачная, без запаха, жидкая, не имеет вкуса)

Педагог: Еще вода – самое удивительное вещество, потому что бывает в природе в 3-х состояниях. Кто из вас знает в каких? (жидком, твердом и газообразном)

Показ слайдов №3, №4

Педагог: А сейчас мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

Когда вода находится в жидком состоянии, то капельки берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее капельки отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с круговоротом воды в природе;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Педагог: Наша Капелька очень любит со своими сестричками купаться и резвиться. Ребята, вы любите купаться? А где можно купаться? (Ответы детей, педагог подводит детей к купанию в открытых природных водоемах) Ребята, а кто из вас знает, как вода попадает в реку? (родники, дожди, тает снег в горах и т. д.) Почему идет дождь? Как образовалась туча? Кто знает, что такое круговорот воды в природе? Где мы можем узнать об этом?

4. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи: 1) способствовать формированию представлений о круговороте воды в природе;

2) формировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия.

Сейчас я покажу вам опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

Перед опытом дети садятся за столы так, чтобы всем было хорошо видно. Надо предупредить детей, что нельзя покидать своё место во время опыта.

Педагог включает увлажнитель, из которого идет пар: Вы знаете что это? Откуда он взялся, ведь я туда наливала только воду?

(Пар появился потому, что вода стала нагреваться).

Педагог. Совершенно верно, вода при нагревании превратилась в пар.

А теперь смотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное стёклышко, я подношу его к струе пара, немного подержу. А теперь посмотрите, что произошло со стеклом?

(На стекле мы видим капельки воды)

Педагог. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

(Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду)

Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в лужах, морях, реках и озёрах и она превращается в пар. Крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю

Ребята, скажите, а зимой, когда очень холодно, идет дождь? (ответы детей). Кто знает, как образуются снежинки? (Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда снежинки и попадают на землю в виде снега).

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Рассказ сопровождается показом слайда № 5 «Круговорот воды в природе»

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

1) закрепить представление о круговороте воды в природе;

2) повторить состояния воды в природе – пар, лед, жидкость;

3) развивать внимание, память, воображение, речь.

Интерактивная игра «Ходят капельки по кругу» (к концу игры педагог незаметно убирает Капельку)

Педагог: Я предлагаю вам поиграть в игру с нашей Капелькой. Но для этого вам нужно превратиться в маленькие капельки дождя.

Звучит музыка (шум дождя). Я буду мамой Тучкой, а вы мои детки. Капельки дождя нам пора отправляться в путь. Капельки прыгают, танцуют (мама Тучка показывает движения). Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке. Стали они собраться в маленькие веселые ручейки (девочки – мальчики в разные ручейки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка им наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется ребенок, маской солнышка, танцует). Стали Капельки легкими, потянулись вверх («капельки» отпускают руки, приседают и постепенно поднимаются, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме – Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. А я без вас соскучилась.

Педагог: Ребята, а где же наша Капелька? Куда исчезла?

Показ слайдов №6, №7, №8 с изображением пейзажей в различные времена года.

Педагог: Ребята, давайте поищем нашу Капельку в разных состояниях воды! Кто узнает ее? (дети находят воду в видоизмененном состоянии) Посмотрите, какой подарок оставила вам Капелька (раздать детям картинки-раскраски из раскраски Н. А. Рыжовой «Круговорот воды в природе»)

6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, как помогали Капельке, что нового узнали и создать ситуацию успеха.

Педагог предлагает собраться на ковре.

Беседа по вопросам:

О чем нас просила Капелька?

Как мы сумели ей помочь?

Что мы сделали, что бы помочь ей?

Что нового узнали?

Что понравилось больше всего?

О чем хотели бы рассказать дома?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :

в образовательной ситуации использованы материалы пособий:

Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»;

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»;

Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»;

Рыжова Н. А. «Волшебница – вода».

Данная тема занимает место в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. Рук. Л. Г. Петерсон, образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей-подготовительной группе «Поможем Айболиту» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познава-тельное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Конспект итогового занятия в старшей группе «Поможем Весне» Конспект итогового занятия в старшей группе «Поможем Весне»[/b] Абезбаева Наталья Ильинична г. Рубцовск Алтайского края Цель: обобщение.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности «Поможем Буратино» Тема: «Поможем Буратино» (итоговое НОД) Цель: создание условий для закрепления у детей математических знаний через использование дидактических.

Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию в старшей группе «Поможем Айболиту» Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию в старшей группе по ФГОС Воспитатель: Широкова Валентина Владимировна Тема: «Поможем.

Конспект НОД в старшей группе «Лесовичку поможем мы вырастить в лесу грибы» Задачи: Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, формировать навыки коллективной деятельности. Образовательные:.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем Капельке» во второй младшей группеКонспект по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем Капельке» во второй младшей группе b] Цель[/b]: Познакомить детей с устройством для очистки воды - фильтром - и его работой. Задачи: - формировать предстваления детей о воде:.

Конспект занятия по логике в старшей группе «Незнайка, мы поможем» Цель: _ Упражнять детей ориентироваться на плане, находить заданный объект - Закреплять умение определять смежные числа, называть их..

Конспект занятия по математике в старшей группе «Поможем Знайке спасти друзей» Тема: «Поможем Знайке спасти друзей» Программное содержание: Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством и цифрой; сравнивать.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем Звездочке» в старшей группе Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей старшего дошкольного возраста на тему.

Открытое занятие во второй группе раннего возраста «В гости к Капельке»Открытое занятие во второй группе раннего возраста «В гости к Капельке» конспект ООД по экспериментированию с водой «Капелька в гостях у ребят» во второй группе раннего возраста «Колобок». Автор: Кузнецова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Поможем Капельке» в старшей группе
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 18:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Поможем Капельке» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД