Виктория Цыбульская
Конспект занятия по развитию речи «Поможем Звездочке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения»
для детей старшего дошкольного возраста
на тему «Поможем Звездочке».
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Поможем Звездочке“ в старшей группе» размещена в разделах
1. Продолжать формировать умение группировать предметы по существенным признакам, объясняя свое решение. 2. Формировать действие звукового анализа слова. 3. Закрепить навык употребления падежных форм с пространственными предлогами (в, на, за, под, около). 4. Побуждать детей вступать в диалог со взрослыми. 5. Закреплять умение образования звукоподражательных глаголов, названий детенышей животных в единственном и множественном числе. 6. Упражнять детей в образовании имен существительных множественного числа, а также родительного падежа имен существительных во множественном числе.
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, внимание). 3. Развивать речевое дыхание. 4. Развивать самостоятельность в выполнении заданий, аккуратность.
1. Воспитывать позитивное отношение к близкому окружению и событиям, в которых воспитанник принимает участие.
Планируемые результаты:
1. Формировать умение группировать предметы по существенным признакам. 2. Формировать действие звукового анализа слова. 3. Закрепить навык употребления падежных форм с пространственными предлогами (в, на, за, под, около). 4. Побуждать детей вступать в диалог со взрослыми. 5. Закреплять умение образования звукоподражательных глаголов, названий детенышей животных в единственном и множественном числе. 6. Упражнять детей в образовании имен существительных множественного числа, а также родительного падежа имен существительных во множественном числе.
Виды детской деятельности:
игровая, познавательно-практическая, обобщение.
Методы и приемы:
словесные (беседа, вопросы, указания, художественное слово, рассказ, анализ слова); наглядные (педагогический показ, рассматривание иллюстраций, презентация); практические (выполнение практических действий); игровые (сюрпризный момент, различные виды игр).
Активизация словаря:
активный словарь-гитара, пианино, музыкальные инструменты, пассивный словарь-удел, встарь.
Предварительная работа:
разучивание физкультминутки, чтение стихотворения «Мне звездочка упала на ладошку»
Материалы и оборудование:
презентация (слайд с картинками животных, слайд для игры с сундуком, слайд с физкультминуткой,мяч, маски животных, звездочка, маленькие звездочки-сестрички, карточки для звукового анализа слова.
Ход занятия:
I. Вводная часть (5-7 мин.) :
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и подарим нашим гостям хорошее настроение.
- Сегодня мы с вами…. (в группу вносят звездочку, упавшую с неба). Ой! Откуда взялась эта звездочка? По-моему, она что-то хочет нам сказать.
(Голос Звездочки)
Звездочка : - Ребята, все знают, что падающая звезда исполняет желания! Но меня заколдовал волшебник и я сейчас не могу исполнять желания людей, а ведь это не честно. Они надеются на меня. Помогите мне. Расколдуйте меня.
Воспитатель:
- Ребята, если кто-то просит о помощи, что мы должны сделать?
Дети:
- Помочь.
Воспитатель:
- Что мы можем для тебя сделать, Звездочка?
Звездочка :
- Вам надо выполнить все задания, которые придумал волшебник.
Воспитатель:
- Ну что, ребята, согласны отправиться в дорогу, чтобы помочь звездочке?
Дети:
- Да! Согласны!
II. Основная часть (18 мин.) :
Воспитатель:
- На чем же нам отправиться в дорогу?
Дети:
- На автобусе, машине, самолете, корабле…
Воспитатель:
- А как одним словом все это можно назвать?
Дети:
- Транспорт.
Воспитатель:
- Ой, ребята, а вы не заблудитесь? Давайте, проверим, можете ли вы правильно назвать расположение предметов.
Воспитатель:
- Я буду передавать вам мячик, и задавать вопросы, а вы мне должны правильно ответить на них.
Проводиться игра «Где, что находиться?»
- Звезды светят … Над головой. (Даю образец)
- Крот живет…
- Под землей.
- Рыбы плавают…
- В воде.
- Бабочка сидит…
- На цветке.
- Птицы летают…
- Над головой.
- Белка живет…
- В дупле.
- Лиса живет…
- В норе.
- Медведь спит …
- В берлоге.
- Корова пасется…
- На лугу.
Воспитатель:
- Молодцы! Все правильно ответили. Теперь мы можем спокойно лететь.
Воспитатель:
- Ребята, задание у нас волшебное, поэтому я предлагаю отправиться на воздушном шаре. Согласны? Давайте надуем ваши воздушные шары. (дыхательная гимнастика).
Фу-фу-фу – шар воздушный надуваю,
Фу-фу-фу – я на шаре улетаю.
Фу- фу- фу – нашу звездочку спасаю!
(Под музыку ребята «прилетают» на первое задание. На столе стоит сундучок).
Воспитатель:
- Сундучок закрыт. Чтобы он открылся, мы должны назвать вежливые слова. Какие вы знаете вежливые слова?
Дети:
- Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, извините и т. д. (сундучок открывается).
Воспитатель:
- Смотрите, ребята, здесь какие-то картинки (слайд в презентации). И задание волшебника: нам надо найти, что лишнее на картинках и объяснить, почему это считается лишним. Напоминаю, что отвечаем полными ответами, не перебивая друг друга.
- Яблоко, груша, помидор, слива.
- Помидор лишний, так как он овощ. А все остальное – фрукты.
- Медведь, волк, заяц, лиса.
- Заяц лишний, так как он прыгает, а все остальные бегают и ходят.
- Стол, стул, кровать, тарелка.
- Тарелка лишняя, так как она посуда, а все остальное мебель.
- Гармошка, гитара, кукла, пианино
-Кукла лишняя, так как она – игрушка, а все остальное музыкальные инструменты.
Воспитатель:
- Молодцы! Вы справились. Для следующего задания мы должны отправиться в лес. Готовы? Тогда надуваем наши шары.
Фу-фу-фу – шар воздушный надуваю,
Фу-фу-фу – я на шаре улетаю.
Фу- фу- фу – нашу звездочку спасаю!
(Дети прилетают в лес. На столе лежат картинки животных (лиса, еж, волк, медведь, заяц, рысь, лось, белка, среди «деревьев» картинки с детенышами животных в единственном и множественном числе).
Воспитатель:
- Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно.
Стало заиньке темно.
Заблудились медвежата
И зайчата, и лисят
Как же им домой прийти?
Как родителей найти?
Воспитатель:
- Ребята, нельзя, чтобы малыши остались одни, их надо найти. Вы сейчас превратитесь в животных. Одевайте маски. Сейчас вы не девочки и мальчики, а лесные жители.
- Настя, ты кем стала?
- Волчицей.
- Ты как разговариваешь?
- У-у-у. Я вою.
- Рома, а ты кем стал?
- Я медведь.
- Как ты подзываешь своих ребят?
- Р-р-р. Я рычу.
- Катя, а кем стала ты.
- Я лиса.
- А как ты будешь разговаривать?
- Тяв- тяв- тяв. Я тявкаю.
- Саша, кем ты стал?
- Ежом.
- Как ты разговариваешь?
- Фыр-фыр-фыр. Я фыркаю.
- Паша, а кем ты стал?
- Зайцем.
- Ребята, вы слышали какие звуки издают зайцы? Давайте послушаем. (Включаю аудиозапись).
- Миша, а кем ты стал?
- Совой.
- Как ты разговариваешь?
- Уу, уу. Я укаю.
- Вика, а кем ты стала?
- Белкой.
- Ребята, вы слышали какие звуки издает белка? Давайте послушаем. (Включаю аудиозапись).
- Алина, а кем ты стала?
- Рысью.
- Ребята, вы слышали какие звуки издает рысь? Давайте послушаем. (Включаю аудиозапись).
Воспитатель:
- Хорошо. А теперь пора искать малышей. Вот они где спрятались. Ох, как перемешались. Вам надо найти своих малышей и сказать, как их зовут.
Дети:
- Я Медведь. Мой ребенок – медвежонок, а мои ребята – медвежата (ребенок показывает картинки, на которых изображен один и два медвежонка, и так все дети).
Воспитатель:
- Молодцы! Мы нашли всех малышей и выполнили еще одно задание нашей звёздочки. А теперь, давайте отдохнем. (Проводится физкультминутка под музыку «Физкультминутка для зверят…»)
Воспитатель:
- Отдохнули? Тогда летим дальше.
Звуковой анализ слова «ЛУНА» :
Воспитатель:
- Ребята, скажите хором, что нарисовано на картинке.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какие бывают звуки?
- Как различить гласные и согласные звуки?
- Давайте пропоем гласные звуки…
- У согласных есть преграда (звук «б» - мешают губы, звук «з» - мешают зубы).
- Произнесите хором слово «ЛУНА».
- На какой звук падает ударение?
- Давайте будем произносить слово и выделять звук. (Произносим каждый звук и даем характеристику).
- Л, л, луна. Л – согласный звук.
- ЛУуууна. У – гласный звук.
- Лу Н, наааа. Н - согласный звук.
- ЛунАааа. Аа – гласный звук. На звук – «а» падает ударение.
- А теперь давайте посчитаем, сколько у нас звуков в слове «Луна».
(Достаю звездочку, которая «погасла»).
Воспитатель:
- Смотрите, ребята, наша звездочка погасла, и не светиться. Давайте ей поможем!
Чтение стихотворения «Мне звезда упала на ладошку»
(Звезда начинает светиться)
Воспитатель:
- Смотрите, ребята, наша звездочка услышала это стихотворение, и снова сияет.
Голос Звездочки :
Звездочка :
- Спасибо, ребята. Вы выполнили все задания и расколдовали меня. Теперь я снова могу исполнять желания. Чтобы вы хотели?
III. Заключительная часть (5 минут) :
Звездочка :
- Какие у вас замечательные желания. Я постараюсь их обязательно исполнить.
Воспитатель:
- Вам понравилось наше путешествие? А что понравилось больше всего? (Ответы детей). Ребята, надо всегда помогать друг другу и тогда любое наше желание может быть исполнено.