Наталья Сокальская
ООД «Поиграем с Карлсоном» по теме «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД детей подготовительной группы по теме : «Дифференциация звуков Р и Л»
«Поиграем с Карлсоном»
Цель: дифференциация звуков Р-Л
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закрепление произношения и различение звуков Р-Л изолированно, на материале слогов и слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов;
развитие фонематического восприятия;
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
понимание предложно-падежных конструкций;
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
формирование навыков словоизменения;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
формировать навыки самоконтроля.
НООД
1. Организационный момент.
Л. : Ребята, сегодня на почту нашего детского сада пришло письмо, и кажется я догадалась от кого. И вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
Любит тортики, варенье, сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне. И пропеллер на спине. (Карлсон)
Давайте послушаем, что он пишет.
«Здравствуйте, мои друзья! Хочу с вами поделиться своей радостью. Летал, как- то, над крышами домов, заглядывал в окна. И в одном из них увидел, как девочки играли в игры со звуками. Игры мне очень понравились, и я их с радостью дарю вам. Как-нибудь к вам в гости прилечу и поиграем вместе». Ребята, хотите поиграть?
2. Развитие фонематического слуха.
Логопед достает из конверта задание-игру.
№1 «Угадайка»
Л: Послушайте, какой звук есть во всех этих словах:
Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Д. : Звук Л.
Л. : Правильно, а теперь, послушайте:
Д. : Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Л. : Какой первый звук во всех этих словах?
Д. : Звук Р.
Л. : Правильно.
3. Сообщение темы занятия.
Л: Сегодня мы будем различать эти два звука.
Звук Л – гласный или согласный? Вспомним какой он еще.
Д. : Звук согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Л. : Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Д. : Язычок упирается в верхние зубы.
Л. : А звук Р? Гласный или согласный звук?
Дети вспоминают характеристику звука Р. (Согласный, звонкий, обозначаем синим цветом.)
Л. : Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Д. : Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Л. : Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Д. : Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
Л. : Молодцы!
№2 «Р иЛ различи, пусть помогут вам мячи.»
Л. : Давайте подойдем к нашим мячам, фитболам.
Вверх подбросим, если Р, в пол ударим, если Л (ВОРОНА, ПИЛОТ, ХАЛАТ, ЛОШАДЬ, РАК, ПОЛ, СТУЛ, РАКЕТА, ПАРК, РОССИЯ, ПАРОХОД, ЛАМПА и т. д. …)
4. Преобразование слов.
Логопед достает следующую игру.
№3 «Р наЛ ты замени-другое слово получи».
Л. : Нужно заменить звук Р на Л, а Л на Р, чтобы получилось новое слово. Мячик маленький возьмем и опять играть начнем. (ЛАК-РАК, ЛОЖКИ-РОЖКИ, УКОЛ-УКОР, ЮЛА-ЮРА, ГОЛОД-ГОРОД, МИЛ-МИР, ЛОВ-РОВ, ЛАМА-РАМА, ВОЛ-ВОР, ЛУЧЕЙ-РУЧЕЙ,БУЛКА-БУРКА
5. Отбор картинок на Р, Л, упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений.
№4 «Подари картинку»
Л: Следующая игра «Подари картинку». Подарки куклам подари, в названиях наши звуки отыщи. Куклы (две девочки-Рая и Лада).
6. Деление слов на слоги. Определение места звука в слове.
№5 «Домики»
Л. : А, вот в доме этажи, где спрятался звук, ты покажи. Нужно угадать, на каком этаже и в каком окне загорится свет. Этажи-это слоги; окна., где мы слышим звук (в начале слова, в середине или в конце). Какое правило мы знаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
1 домик: слово ЛУНА-звук Л; слово Радуга -звук Р
7. Звуковой анализ и синтез слова.
№6 «Звуковая дорожка»
Л. : Нужно выложить дорожку не простую звуковую. Из прищепок. Слово ЛАРА
Дети выкладывают прищепками звуковую схему слова.
Выполняют звуковой анализ слова. (Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных звуков? Согласных)
8. Физкультминутка: «Смешные человечки»
Дети делятся на пары.
Бежали мимо речки («Человечки-пальчики бегут по дорожкам»-рукам детей.)
Смешные человечки.
Прыгали-скакали, (Пальчиками «попрыгать» по плечам стоящего друга).
Солнышко встречали (Погладить щечки «соседа»)
Забрались на мостик. Сложить «мостик» из рук.
И забили гвоздик, (постучать кулачками.)
Потом бултых в речку! (Наклониться и свободно покачать руками.)
Где же человечки (Спрятать пальчики под мышки друг друга.).
9. Работа с предложением.
№7 «Живое предложение».
Л. : Следующая игра «Живое предложение». Ребята, где живет Карлсон? Ответьте полным предложением.
Д: Карлсон живет на крыше.
Дети считают сколько слов в предложении, отвечают, что такое НА (предлог). Правило про предложение.
С буквы большой ты начни предложение,
В этом окажешь ему уважение.
Пишут раздельно слова на строчке.
Ну, а в конце мы поставим точку.
Составляют предложение, используя схемы. Слова в предложении меняются местами.
3. Итог занятия.
Ну вот, и закончились игры? Какие звуки мы различали? Какая игра вам больше всего понравилась? А еще, Карлсон прислал вам подарки, школьные принадлежности, в названиях которых есть наши звуки. Отгадайте, в названиях подарков, где слышим звук Р, где звук Л.
Д: Тетради, карандаши (Р, ластики. (Л).