Дмитриева Валентина
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативной сферы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Дмитриева В. Н., воспитатель
МБДОУ №41 «Рябинушка» город Сургут ХМАО-Югра
Цель:Создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи в образовательном игровом пространстве посредством сюжетно – ролевых игр.
Задачи:
1. Показать родителям значение совместных сюжетно-ролевых игр в семье для развития ребёнка на каждом возрастном этапе, создание предметно-пространственной игровой среды.
2. Формирование игровых умений у детей и взрослых в процессе совместной игры, где взрослый является «играющим партнером».
3. Формирование совместной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а обеспечивает условия для активизации игровой деятельности.
4. Обучение взрослого приёмам использования в игре предметов-заместителей.
5. Побуждать родителей передавать опыт игры своего детства ребенку, создавая игровую ситуацию.
6. Оптимизировать детско-родительские отношения посредством сюжетно-ролевой игры.
В настоящее время, вопрос о несформированности коммуникативных навыков детей, стоит довольно остро и вызывает особую тревогу у педагогов, психологов и родителей. Специалисты-психологи подчеркивают, что детям, имеющим проблемы в сфере коммуникации, с большим трудом удаётся наладить отношения в детском коллективе: они не умеют договариваться со сверстниками, играть, трудиться, выполнять поручения. Вследствие этого они нередко оказываются в определенной изоляции, из-за чего испытывают значительный эмоционально-личностный дискомфорт. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков дошкольников является игра. Игра в представлении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) выступает как особая форма социализации ребенка. Посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в деятельность, метод стимулирования их активности.
Среди всех игр особое, ведущее место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка.
Работая с детьми не один год, наблюдая за их играми, я отметила, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. Определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса к ролевым играм. Поэтому пришла к выводу, что развитие коммуникативных способностей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых, можно сказать – приоритетных задач воспитания, которые являются и важнейшей частью социализации ребенка. Мною было принято решение более углубленно заняться этой проблемой.
Актуальность формирования коммуникативной сферы дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности
ребенка.
Сюжетно-ролевые игры очень любят дети моей группы. Они самостоятельно подбирают атрибуты для своих игр, активно взаимодействуют друг с другом. Подбирать роли иногда помогает взрослый.
Игра «Кафе».
Одна из любимых игр: "День рождение у Куклы Кати".
Большое значение в своей работе мы уделяем приобщению родителей к развитию коммуникативной сферы детей через сюжетно-ролевые игры. Мотивируем родителей больше играть с детьми дома. Родители самостоятельно изготавливают пособия для сюжетно-ролевых игр.
Одна из игр, которая способствует активизации словарного запаса детей, развитию связной речи- это игра «Повар».
В эту игру дети играют не только в саду, но и дома с родителями.
Для того, чтобы ребенок гармонично развивался, для развития его коммуникативной и личностной сфер, необходимо играть с детьми дома. Поэтому наша работа направлена на тесное взаимодействие с родителями наших воспитанников. Только тесно сотрудничая с родителями, мы создаем благоприятное поле для развития каждого ребенка.
Вывод: сюжетно-ролевую игру можно расценивать как наиболее доступное средство, способствующее социально-коммуникативному развитию детей, усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Она делает возможным в естественных для ребенка условиях познать и отработать нормы и правила общения, способствующие нормальному психическому развитию ребенка и формированию его личности.