Оксана Плиева
ОД по речевому развитию (грамоте) в подготовительной группе «Страна красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ОД по речевому развитию (грамоте) в подготовительной группе «Страна красивой речи»
Составила Плиева О. Н., воспитатель высшей категории.
Цель: Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие детей с помощью коммуникативных игр.
Задачи:
Публикация «ОД по речевому развитию (грамоте) в подготовительной группе „Страна красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Образовательные: формировать фонематический слух, умение различать гласные и согласные звуки, давать их характеристику и обозначать схематично, умение определять звук в слове и соотносить его с буквой; продолжать учить делить слова на слоги; составлять предложение, определяя количество слов в нём; совершенствовать диалогическую форму речи на протяжении всего занятия; продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением; активизировать в речи детей существительные и прилагательные.
2. Развивающие : развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
3. Воспитательные: воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность; воспитывать умение детей договариваться между собой; формировать дружеское доброжелательное отношение между детьми; воспитывать умение слушать своего сверстника не перебивая его.
Предварительная работа: дидактическая игра «Угадай кто?», «Раздели правильно», «Гласные – согласные звуки»,
Оборудование: схемы- помощники для составления описательного рассказа; кукла «Мим»; карточки с изображением животных и предметов, доска магнитная, кружочки красного, синего и зелёного цвета, карточки для составления предложений, карточки с буквами и шапочки с буквами; слоговые слова- домики.
Раздаточный материал: карточки для составления предложений и фишки для обозначения звуков.
Ход НОД
Приветствие.
Воспитатель: Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну красивой речи! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. В Стране красивой речи вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всем, вас ждёт награда… Желаю вам удачи!
Но для начала, вам нужно выучить главное правило моей страны. Повторяйте за мной.
Воспитатель и дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
А теперь представьтесь нашему Королевскому величеству. В этом вам помогут Буковки, мои самые главные помощники (нужные буквы прикреплены на магнитной доске)
А теперь не ленитесь
Полукругом становитесь!
1-я Игра «Мое имя»
- Я сейчас вам буду показывать карточки с буквами, а чье имя начинается с этой буквы, сделайте шаг вперед и назовете свое имя.
-Например, моя буква «Ка», зовут меня Королева (дети выполняют задание).
- Молодцы, ребята, добро пожаловать в Страну красивой речи. А что же такое речь?
Дети: Речь – это способность говорить.
-Когда мы говорим. Мы произносим буквы или звуки? (звуки)
- Ребята, а чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Буква – это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги.
2-я Игра называется «Угадай и покажи»
Королева: Ребята, а какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Королева: Правильно! Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные звуки мы можем петь и тянуть и в ротике нам ничего не мешает, а согласные звуки не можем пропеть, нам мешают губки, зубы и язычок.
Королева: Правильно! У вас на столах есть кружочки. Каким кружочком мы обозначаем гласные звуки? А согласные?
Дети: красным – гласные, синим – согласные твёрдые, зелёным- согласные мягкие.
Королева:
1-й вариант: Я буду вам называть слова (аист, ваза, утка, шуба, экскаватор, а вы должны, определить с какого звука начинается слово, с гласного или согласного и поднять соответствующий кружок.
Например: «Автобус» -первый звук «А»,гласный
2-й вариант: Я буду показывать вам картинки (груша, иголка, самолет, мячик, кукла, определить с какого звука начинаются эти слова, с гласного или согласного и поднять соответствующий кружок.
(Аналогично разбираем несколько слов)
Королева: Вы отлично справились с заданием. За это я вым предлагаю прокатиться на моей необычной карусели.
3. Игра "Карусель". (ТРИЗ)-составление описательного рассказа
Ход: Обруч, в котором расположены по краю 12 карточек характеристики предмета и в центре предмет – мяч
Воспитатель предлагает детям встать по кругу, и начинает считать: 1,2,3-беги. Дети бегут по кругу.) Воспитатель: :1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка – характеристика предмета. По очереди дети характеризуют по карточке выбранный предмет.
Королева: Молодцы, отлично справились с заданием. Идем дальше.
(садятся на стульчики)
Познакомьтесь, это Мим, самый загадочный житель в Стране красивой речи. Дети, кто знает, чем он отличается?
Дети: Мим общается с помощью жестов и мимики, и никогда не произносит слова).
4. Коммуникативная игра: «Пантомима» несколько человек человек получают картинку с изображением животного, показывают без слов (лиса, волк, медвежонок,заяц) Дети отгадывают.
Расселите животных по домикам. Почему вы так думаете? (делят слова на слоги- магнитная доска)
У Мима есть любимая игра, он любит все переворачивать наоборот.
Давайте и мы поиграем?
5. Д /и «Скажите наоборот»
Скажу я слово «высоко», вы отвечайте «низко». Понятно? Начинаем.
Молодой-Старый
Быстрый-Медленный
Начало-Конец
Мокрый-Сухой
Широкий-Узкий
Чистый-Грязный
Тихо-Громко
Пустой-Полный
Небо-Земля
6. А еще мим любит загадки и тайны.
• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур)
• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф)
• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь)
• Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко)
• Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока)
• Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок)
• Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
• Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)
Вы молодцы! Вам понравилось играть с Мимом?
Королева: Я слышу, что мои помошники предлагают немножко отдохнуть перед тем как мы пойдём дальше.
7. Физминутка: Игра «Гласные и согласные буквы»
(дети одевают шапочки с буквами)
1-й вариант:
- Послушайте правила игры: будет звучать музыка, а вы двигаться под музыку, как только музыка остановится, вы должны будете встать в два ряда, гласные буквы – в один ряд, согласные в другой (ориентиры- синий и красный квадрат)
2-й вариант:
- Теперь по-другому поиграем: как только музыка остановится, вы должны встать парами гласная буква с согласной. А если две буквы стоят рядом, то что это получается?
Дети: Слог.
- Правильно! Вот мы их и прочитаем!
(дети встают парами, образуя слоги (ма, уп, со и др.) и сами по желанию их читают)
8. Д/И «Составь предложение».
(используются мнемо-карточки для составления предложений-схематически заданы предлоги и глаголы)
Королева: У меня для вас есть еще одно, последнее, очень не простое задание, но я думаю вы справитесь.
Королева: Вам нужно составить каждому предложение по карточке и определить сколько слов в вашем предложении (индивидуальная работа за столом, заслушиваются 1-2 ответа)
9. Рефлексия
Королева: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами были? (ответы детей).
-Что вам больше всего понравилось в «Стране красивой речи»?
Ребята, вы молодцы! Вы очень много знаете, ваша речь богатая и красивая. Я и мои друзья очень рады таким гостям. Уже совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом и пойдете в школу. И как я обещала в начале нашего пути, я дарю сам самую главную книгу – азбуку, и вкусные угощения, чтобы учиться было слаще. До свидания, друзья. До новых встреч.