Кажикова Марина Витальевна
ООД по развитию речи «Звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком «Ц», учить правильному произношению звука в словах и в слоге, различать на слух и называть слова с определенным звуком;
2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, закреплять умение поддерживать беседу, развивать коммуникативно-речевые умения;
3. Воспитывать внимательность, доброжелательность, вежливость.
Оборудование: игрушка цыпленок, курица, мяч, картинки к сказке, ноутбук с записью песни «Цып-цып, мои цыплятки»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Публикация «ООД по развитию речи „Звук [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка, активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых упражнений, чистоговорка, физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
-Здравствуйте! (хором) Уважаемые гости, в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях!
Воспитатель: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком) 3
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата») Вот, Шутник!
Язычок мы спрячем в рот, Пусть немножко отдохнет
Давайте и мы с вами пройдем на свои места. (дети садятся)
Воспитатель: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно.
Это кто пищит пи-пи
Из яичной скорлупы?
Может - курочкин ребёнок?
Вылупляется (цыпленок!
(Воспитатель достает цыпленка)
- Правильно, это цыплёнок. Ребята, нашего цыпленка зовут Цыпа. Скажите Цыпа. (дети повторяют) С какого звука начинается имя Цыпа? Правильно. Давайте хором скажем – ц.
Посмотрите, как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]). - губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; - воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук) Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок) В какой части слова живет звук [ц]? (в начале) - А как называется его чудесный домик? (яйцо игрушка)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как из яйца вылупляется цыпленок: (дети встают) сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.
- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац!»
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. –
Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. –
Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!» -
Ветерок стал стихать и совсем прекратился. –
Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.» -
Садитесь, пожалуйста.
Цыпленок говорит, что это его любимый звук-ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки. В: Це-це-це - дом цыпленка в яйце.
(Сначала воспитатель говорит, затем дети повторяют)
Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.
Цу-цу-цу- тянет лапу к яйцу. (показ «коготков»)
Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)
Воспитатель: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Молодцы!
Воспитатель: Я знаю новую игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.
лицо, свет, чашка, кольцо, царапина, сорока, молодцы.
Воспитатель: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ игрушки. В слове курица есть звук [ц]? Произнесите слово. В какой части слова находится цвук [ц](в середине) Молодцы!
Ребята, курица принесла нам мяч. Давайте поиграем. Я называю детёныша, а маму назовет тот, кому я брошу мяч.
У львенка - львица.
У тигренка - тигрица.
У волчонка - волчица.
У лисёнка - лисица.
У цыплёнка - курица.
У медвежонка - медведица.
Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит.
Воспитатель: Я вам, дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет картинки по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
Воспитатель: Какие слова со звуком [ц] вы услышали? (дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? – на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа) В: Молодцы!
Воспитатель: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] А в каких словах живёт этот звук?
Воспитатель: Цыпе и его маме очень понравилось у нас, и они приглашают нас потанцевать под песню «Цып-цып-цып, мои цыплятки». Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)