Ильсияр Ракиповна Шайдуллина
ООД по развитию речи в старшей группе «Волшебница Осень у нас в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по развитию речи
Тема: Волшебница - Осень у нас в гостях.
Цель: обобщить знания по теме «Осень»
Задачи:
образовательные:
• Учить детей правильно подбирать слова – антонимы,
• уточнить и расширить знания детей об осени и осенних явлениях;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
продолжать учить составлять предложения по мнемодорожкам и мнемотаблицам.
развивающие :
Публикация «ООД по развитию речи в старшей группе „Волшебница Осень у нас в гостях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Приветствие. Организационный момент.
Мотивация. Ребята, посмотрите, как нарядно и красиво у нас сегодня. Как вы думаете, почему? (У нас сегодня гости.) А вы догадались, кто к нам пришел? (Осень) Почему вы так решили? (Везде осенние разноцветные, пестрые листья)
Да, вы правы. У нас сегодня необычная гостья. Вот она (кукла –осень). Посмотрите, какая она красивая, словно настоящая королева. А вы знаете, что осень очень любит, когда о ней говорят красивые приятные слова. Чтобы говорить красиво, разборчиво и грамотно, нам нужно потренироваться. Повторяйте за мной.
Речевая зарядка
Ла-ла-ла - Осень в гости к нам пришла. Та-та-та – Осень это красота. Ри-ри-ри – Ты на клены посмотри. Жу-жу-жу – Вам про осень расскажу.
Основная часть.
Ребята, давайте, подумаем, что мы знаем об этом времени года? Что же происходит в природе и жизни людей осенью?
Игра «Осенние явления» (на магнитной доске). Ребята, посмотрите, какая красивая картина. Какое время года здесь изображено? Я вам предлагаю вспомнить осенние явления. У меня для вас есть мнемоквадраты, а вы попробуйте догадаться, какое это явление. .(Дети берут мнемоквадраты, помещают их в пустые клеточки и составляют предложения)
1. Желтые листья и листопад бывает осенью.
2. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
3. Осенью бывает дождь со снегом.
4. В первый осенний день - 1 сентября дети идут в школу.
5. Осенью люди собирают урожай.
6. Осенью бывают лужи и слякоть.
7. Осенью мы тепло одеваемся.
8. Осенью птицы улетают в теплые края.
9. Осенью созревает рябина.
10. Осенью в лесу появляются грибы.
Вы большие молодцы.
2 – А это что? (обращаем внимание на сундучок). По – моему, наша гостья пришла к нам не с пустыми руками. Наверное, это ее подарок для нас. Хотите посмотреть, что там? (На сундуке висит замок) Что же нам сделать, чтобы замок открылся? А давайте попробуем вспомнить стихи про осень. Может, нам удастся открыть замочек?. У меня для вас есть подсказки (показывает мнемотаблицы на осенние стихи) Кто хочет попробовать? (дети выбирают таблицу и рассказывают стих).
Замок открывается. Дети достают задание.
Игра «Осень какая?» Сначала из маленького мешочка достают монетки и делятся на подгруппы по 3 человека, затем по цвету монет выбирают задание) Ребята, на столах для вас есть подсказки. (на столах есть квадраты разных цветов) Подойдите к нужному столу.
Нужно составить мнемодорожку, и ответить на вопрос: Осень какая?
Дети выполняют задание. Каждая подгруппа высказывает свое предложение.
- Вы слышите, что-то шуршит? Кажется, в сундуке кто – то есть… Давайте посмотрим, может там кто-то спрятался.
(Достают ежика, у него на спине красный листочек).
Ребята, как вы думаете, как же ежик попал в осенний сундучок? (подумал, что это его норка и по ошибке залез туда).
Ребята, а может мы его оставим здесь? (нет нельзя, он может погибнуть, ежики зимой спят в теплых норках) Как же нам помочь ежику отыскать его норку? (На спине у ежика кленовый листочек, значит его норка под кленом, можно найти дорогу по кленовым листочкам).
Ребята, чтобы в пути мы были в хорошем настроении, я предлагаю вам немного повеселиться.
Физминутка (под музыку)
Итак, мы отправляемся в путь.
Находят кленовый лист, на нем задание «Скажи наоборот». Чтобы двигаться дальше, нам нужно выполнить это задание. (Дети находят части рисунка, соотносят и составляют предложения по картинкам)
1. Осень бывает ранняя и поздняя.
2. Осенний день бывает солнечным и пасмурным.
3. День светлый, а ночь темная.
4. Осенняя погода бывает ясная или облачная.
5. Осенью день бывает солнечный и дождливый.
6. Тропинка до дождя бывает чистая, а после дождя грязная.
7. Листья на земле сухие, а в луже мокрые.
8. Осенью бывает холодно, а летом тепло.
9. Осенью птицы улетают, весной прилетают.
- Продолжаем наш путь, ищем красный лист. Задание «Один – много»
• пришел дождливый день – пришли дождливые дни;
• висит серая туча – висят серые тучи;
• пошел мелкий дождь – пошли мелкие дожди;
• подул холодный ветер – подули холодные ветры;
• с дерева падает лист – с деревьев падают листья;
• день стал коротким – дни стали короткими;
Следующий листочек. Игра «Расскажи про осенний лес»
Давайте выполним это задание вместе. Я вам помогу. Посмотрите, у меня есть для вас подсказки. (мнемотаблицы) В них зашифрованы предложения об осеннем лесе. Я буду составлять предложения, а вы попробуйте подобрать нужную шифровку. А потом мы вместе составим рассказ.
1. Очень красив осенний лес в погожий солнечный денек.
2. Деревья радуют глаза своими разноцветными нарядами, и только елочка стоит в зеленом пышном платье.
3. Сказочный листопад укрывает землю золотым ковром.
4. Птицы уже не поют, многие из них собираются в стаи, улетают в теплые края.
5. Белки сушат грибы, собирают орехи, готовят запасы на зиму.
6. Мыши тоже не сидят на месте, тащат зерна в свои норки.
7. Медведь ищет подходящую берлогу, утепляет ее ветками, стелет мягкую постель из сухих листьев.
8. Заяц уже поменял шубу, теперь он белый как снег.
9. В осеннем лесу не увидишь ни пчел, ни бабочек. Все насекомые спрятались под корой деревьев. Составляют на таблицу. Затем по желанию повторяют рассказ.
Посмотрите, кажется, это норка нашего ежика. Давайте, положим его в норку, пусть спокойно спит до весны. (Дети устраивают ежика в норку)
Рефлексия. Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (об осени) С каким новым словом мы познакомились?
Какое доброе дело вы сделали? (Помогли ежику)
Как помогли? Трудно ли было нам в пути?
Вам понравилось делать доброе дело?
Итоги занятия. Вы сегодня были самыми умными, добрыми и дружными. Спасибо вам за это.