Мария Нагишева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень наступила»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему : обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»
(с применением технологии синквейна)
Цель: учить детей рассказывать (личный опыт, ориентируясь на план-схему с условными обозначениями синквейна.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Осень наступила“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
- расширять и углублять знания детей о природе осенью, о диких животных, условиях их обитания;
-упражнять детей в составлении синквейна с опорой на план-схему;
- расширять словарный запас детей;
-развивать кругозор, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности детей;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.
Оборудование: план-схемы с условными обозначениями синеквейн, сюжетные картинки по теме, аудиозаписи, мультимедиа (презентация «В осеннем лесу»)
Ход занятия:
-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами, несмотря на пасмурную погоду очень хорошее настроение, ваши улыбки как солнечные лучики наполняют светом нашу группу. Предлагаю вам друг другу подарить тепло своей солнечной улыбкой:
дружно встали, улыбнулись
хорошенько потянулись,
ну-ка плечи распрямите,
поднимите, опустите,
вправо влево повороты
и готовы мы к работе!
- Ребята, а вы любите прогулки? (да) Здорово, я предлагаю вам отправиться на прогулку, а куда узнаем из загадки:
Город этот не простой,
Он гремучий и густой,
В зиму раздевается,
Весною одевается,
А летом ягоды и грибы дарит (лес).
- Верно ребята! Сегодня мы отправляемся в лес, да непростой, осенний! (на слайде картинка осеннего леса). Предлагаю вам сделать описание леса, оно будет состоять из синквейна. Синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк. Чтобы его правильно составить нам понадобятся условные обозначения, обратите внимание на экран (слайд с условными обозначениями).
Синквейн строится так:
1. Первая строка- тема синквейна, одно слово,отвечающее на вопрос кто? кто? что?
2. Вторая строка- два слова-признака,отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие?
3. Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает?
4. Составляем предложение с данным словом.
5. Придумываем слово, выражающее эмоцию.
- Итак, Давайте попробуем. На столах у вас лежат условные обозначения синквейна. Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Осенний лес» используя условные карточки обозначения.
-Что? (Лес)
-Лес какой (осенний, нарядный, красивый)
-Лес что делает? (шумит, стоит, украшает)
-Мы вчера гуляли в осеннем лесу.
- Радость, восторг.
-Здорово! Молодцы! Предлагаю пройти вглубь леса (картинка на слайде). Лес осенью очень наряден и полон ягод и грибов. А теперь предлагаю вам на выбор сделать описание деревьев, ягод и грибов, которые мы можем встретить в осеннем лесу.
На столе картинки деревьев, ягод и грибов, дети выбирают и составляют план-схему синквейна и рассказывают. Например:
-Что? (Ель)
- Ель какая? (Зеленая, пушистая, колючая)
-Ель что делает? (качается)
- Пушистая ель стояла в лесу.
- Шишки, иголки.
-Что? (ягода)
-Ягода какая? (голубая, вкусная)
-Ягода что делает? (растет, созревает)
-Мы сегодня собирали вкусные ягоды.
-Голубика, радость.
-Что? (гриб)
-Гриб какой? (маленький, рыжий)
-Гриб что делает? (растет, прячется)
-Папа из леса привез корзину грибов.
-Лисички.
-Продолжаем нашу прогулку. В лесу живут дикие животные. Предлагаю вам самостоятельно придумать рассказ описание про одно из животных, представленных на столе (картинки диких животных, живущих в лесу.)
-Перед тем как вы приступите к выполнению задания необходимо отдохнуть:
Звери делают зарядку (Ходьба на месте, руки на поясе.)
Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)
Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)
Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены).)
Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)
Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.)
Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево.)
Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)
Присед, (Присед.)
Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.)
Всем спортсменам
Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)
Стройными, красивыми
Все хотим мы стать,
Добрыми и сильными,
Чтоб весь мир обнять!
На столе картинки диких животных, дети выбирают и составляют план-схему синквейна и рассказывают. Например:
Кто? Волк
Волк какой? (серый, злой)
Волк что делает? (рыщет, воет, пугает)
Коля в лесу встретил волка.
Страх.
Кто? Заяц
Заяц какой? (серый, пушистый)
Заяц что делает? (прыгает, прячется, дрожит)
Маленький заяц спрятался за кустом.
Трусишка.
Кто? Медведь
Медведь какой? (большой, бурый)
Медведь что делает? (вылезает, ходит, ищет)
Медведь в лесу нашел вкусную ягоду.
Косолапый.
-Молодцы ребята! Замечательная получилась у нас прогулка. Вам понравилось? (да). А теперь пора узнать, что же вы усвоили с нашей прогулки. Предлагаю проверить. (Игра «Убери лишнее») На столе сюжетные картинки и условные карточки синквейна, детям необходимо сопоставить условную карточку к картинке, по порядку как лежат картинки (задать правильный вопрос) и понять какая картинка будет лишней) Например: лес, медведь, гриб, к ним лежат 3 условные карточки синквена:. Лишний: гриб, так как отвечает на вопрос что, должно быть условное обозначение, и т. д.
Здорово ребята! Ну что же, наша прогулка завершилась. А сейчас скажите мне, пожалуйста, что больше всего понравилось вам в нашей прогулке? (ответы детей). Всем спасибо за ответы!