Получи документы

Конспект логопедического занятия с использованием арт-технологий на тему «Насекомые» в старшей логопедической группе

Татьяна Архипова
Конспект логопедического занятия с использованием арт-технологий на тему «Насекомые» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

конспект логопедического занятия

с использованием арт-технологий на тему «Насекомые»

в старшей группе компенсирующей направленности

1. Актуальность и востребованность на современном этапе

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, что связано с увеличением количества детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Актуальность поиска новых путей воздействия вызвано практической значимостью: своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Использование в работе учебно-методической разработки – конспект итогового занятия по лексической теме «Насекомые» - позволяет закрепить и активизировать знания детей по данной теме, расширить, уточнить и обогатить словарный запас, совершенствовать навыки словообразования, навыки построения связного высказывания.

2. Цель, задачи и направленность учебно-методической разработки.

Цель: Систематизация и уточнение знаний детей по лексической теме «Насекомые»

Задачи:

Совершенствовать естественно-научные представления детей о насекомых.

Расширить и уточнить словарь детей по данной теме.

Закреплять умения образовывать существительные множественного числа, согласовывать прилагательные с существительными.

Развивать и совершенствовать артикуляционную, общую моторику.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение и желание узнать новое.

Направленность: на усвоение примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. Санкт- Петербург, 2014 г.

3. Адресат (для кого предназначена)

Предлагаемый мной конспект предназначен для проведения занятия с детьми 5-6 лет с ОНР (старшая группа, обучающихся по примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. А также для учителей-логопедов, воспитателей, проводящих коррекционную работу с детьми-логопатами в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, 1-й год обучения, воспитателям массовых групп детского сада, родителям детей с нарушениями речи.

4. Условия реализации

Сценарий конспекта-занятия разработана для реализации в условиях выполнения примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. первый год обучения (старшая группа). Практический материал был подобран в соответствии с лексико-грамматическими темами, рекомендованными программой коррекционного обучения. Даная разработка может быть реализована в образовательном учреждении на фронтальных и фронтально- подгрупповых занятиях.

5. Показания и противопоказания к применению

Данная разработка может быть использована учителями –логопедами для проведения фронтальных и фронтально-подгрупповых логопедических занятий в логопедических группах с общим недоразвитием речи, на первом году обучения, а также подобранный практический материал разработки может быть использован воспитателями логопедических групп, воспитателями групп общеразвивающего вида, а также будет интересен родителям детей с ОНР.

6. Способы взаимодействия специалистов (для комплексной разработки)

Взаимодействие специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО) должно быть направлено на подготовку детей логопедической группы к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге – к успешному обучению в школе. Такое взаимодействие эффективнее осуществляется, когда вся работа проводится в рамках одной лексической темы. Логопед на групповых и подгрупповых занятиях знакомит детей с лексической темой и в дальнейшем даёт рекомендации воспитателям и специалистам. Специалисты осуществляют с детьми логопедической группы не только воспитательно-образовательную работу, но и коррекционную. Таким образом изучаемая на логопедических занятиях лексическая тема, пронизывает все виды занятий логопедической группы (математика, ознакомление с окружающим миром, ИЗО, развитие речи и др.) давая возможность многократно проговаривая лексический материал закреплять полученные знания детей в системе.

7. Краткая характеристика содержания (обобщённая)

В данной разработке раскрыта итоговая работа в рамках одной лексической темы- «Насекомые». Учебно-методическая разработка содержит: конспект занятия, рекомендации с практическим материалом на закрепления знаний детей в рамках данной лексической темы для воспитателей и родителей. Данной работе предшествует предварительная работа. Работа начинается с постановки целей и задач, подборе оборудования и лексического материала. В ходе занятия логопед проводит организационный момент, комплексную разминку. В основной части занятия используются игры и упражнения, направленные на активизацию и закрепление лексико-грамматического строя речи и навыка связного построения предложений по лексической теме «Насекомые».

8. Результативность (предполагаемая и (или) имеющаяся) использования данной учебно-методической разработки

Использование в коррекционной работе данной учебно-методической разработки, позволит систематизировать и закрепить знания детей в рамках одной лексической темы: повысить уровень знаний детей о ролевых отношениях в семье, в различении и назывании людей разного пола и возраста, определении их роли в семье. Активизировать и расширить словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи. Немаловажной является воспитательно-коррекционная задача занятия – воспитания любви и уважения к членам семьи, воспитания нравственных качеств заботливого отношения к близким. Проведение подобных итоговых занятий конечном итоге приводит к повышению уровня усвоения программного материала детьми логопедических групп и успешному восполнению пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи, связной речи, в обучении грамоте, соответственно успешной адаптации в школе.

9. Перспективы использования учебно-методической разработки

Данная учебно-методическая разработка может быть использована учителями –логопедами для проведения фронтальных и фронтально-подгрупповых логопедических занятий с детьми, зачисленные в группу с диагнозом - общее недоразвитие речи 3 уровня, на первом году обучения, а также логопедами проводящими коррекционную работу на логопункте.

Использованная литература

1. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н. В. Нищева. – «Детство-пресс» С-Пб. 2005.

2. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников/ С. А. Васильева, Н. В. Соколова – М. : Школа-Пресс, 1999.

3. Филичева. Т. Б. Логопедическая работа в детском саду/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева – М. : Просвещение, 1987.

4. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Альфа, 1983.

Конспект интегрированного занятия по теме «Насекомые»

для детей старшейгруппы с ОНР

Цели:

Коррекционные:

• Расширение и уточнение словаря по теме «Насекомые»

• Совершенствование естественно-научных представлений (названия насекомых, особенности внешнего вида; существительное с обобщающим значением насекомые);

• Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;

• Развитие связной речи;

• Развитие наблюдательности, мышления;

• Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

• Закрепление навыков декоративного рисования и активизация творческого воображения.

Образовательные:

• Образование множественного числа существительных;

• Согласование прилагательных с существительных.

Воспитательные:

• Повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

• Воспитания чувства любви к природе, заботливое отношение и желание узнавать новое.

Оборудование: картинки: жук, пчела, бабочка, муха, комар, муравей. Мяч. Трафареты, лист, карандаш.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

• Игровой

• Наглядный

• Словесный

• Практический

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Пчёлка», логоритмики «Бабочка», упражнения на релаксацию «Гусеница»; слушание сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха»; рассматривание насекомых, изображенных на картинках; проведение ознакомительной беседы о жизни, повадках, строении насекомых

Ход занятия.

1. Организационный момент.

(Загадывание детям загадок, выставление на доске картинок-отгадок, введение существительного с обобщающим значением - насекомые).

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайке.

Похлопочет над цветком

Он поделится медком. (Пчела)

Идёт воин,

Землю роет.

Два рога – не бык.

Шесть ног без копыт. (Жук)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскач.

(Кузнечик)

Не по рыбам,

А сети расставляет. (Паук) На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята

Вся жизнь их связана с трудом.

(Муравьи)

Над нами

Вверх ногами.

Ходят – не страшатся,

Никого не боятся. (Мухи)

Сорвать цветок я захотел,

А он …вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

«Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!»

И покраснела (Божья

коровка).

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица-

Нос, как спица.

Летит пищит.

Сядет- молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь прольёт.

(Комар)

2. Игра «Четвёртый лишний»

(Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти)

Логопед помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены насекомые и птица: бабочка, жук, паук и снегирь. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

3. Игра «Что изменилось?», «Чего не стало?» (Проводятся с размещенными на мольберте картинками).

4. «Кого ты видел?» Закрепление названий насекомых; развитие памяти. Логопед убирает картинки. Дети должны по памяти назвать, кого они видели, и ответить полным предложением.

Я видел жука. Я видел пчелу…бабочку…муху…комара…муравья.

5. Работа над звуковой стороной речи:

- «Повтори чистоговорки»:

За-за-за, вот порхает стрекоза.

Ры-ры-ры, прилетели комары.

Чок-чок-чок, по листу ползёт жучок.

Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.

6. Развитие фонематического слуха:

- «Исправь ошибку» (Развитие слухового внимания).логопед показывает детям картинку с насекомым и говорит предложение с ошибкой. Дети исправляют ошибку и повторяют предложение.

Бабушка летает около цветка (бабочка).

Пила летит и жужжит (пчела).

Лук ползёт по веточке (жук).

Воробей залез в муравейник (муравей).

Мура села на сыр (муха).

Самовар укусил Машу (комар).

6. Лексико-грамматические игры и упражнения:

- Игра с мячом «Один-много»:(Совершенствование грамматического строя речи. Развитие ловкости.) Логопед приглашает детей встать в круг.

Муха – мухи Кузнечик -

Пчела - Жук -

Оса - Паук -

Стрекоза – Сверчок -

Бабочка – Гусеница -

Муравей - Божья коровка –

- Подобрать прилагательные (какой? какая):

Жук – чёрный, рогатый, большой, жужжащий…

Пчела- полосатая, полезная, маленькая, трудолюбивая…

7. Упражнение «Гусеница» Координация речи с движением, развитие творческого воображения

Этот страшный дом без окон

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпа всю зиму.

Но зима промчалась мимо

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, соня-сонюшка!

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она! (Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центре круга.)

(Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щёчку.)

(Переворачиваются на другой бочок, руки под щёчку.)

(Переворачиваются на спину, подтягиваются лежа.)

(Медленно садятся.)

(Потягиваются сидя.)

(Встают, потягиваются стоя.)

(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.)

8. Логоритмика «Бабочка». Имитация движений по тексту стихотворения.

Вот летает бабочка

Жёлтая, как лампочка,

Крылышками машет,

Нам цветок покажет.

9. Сенсорное развитие: «Бабочка и цветок».

Логопед выкладывает на игровое поле цветы разного цвета, а бабочек раздаёт детям. Они должны «помочь» бабочкам спрятаться от птичек: бабочка должна сесть на цветок, на котором ее не будет видно. Красная бабочка села на красный цветок. Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок. Оранжевая бабочка села на оранжевый цветок. И так далее.

10. Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали. (Машут ладонями.)

(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

(Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

(Машут ладошками.)

(Роняют ладони на стол.)

11. Работа с трафаретами. Педагог предлагает обвести трафареты бабочек простым карандашом на листе бумаги. Далее, припоминают вместе с детьми строение бабочки, прорисовывая части тела. Прежде, чем нанести узор на крылья бабочки, педагог указывает на симметричность рисунка на крылышках (правом и левом). После этого дети прорисовывают узор. Далее следует творческая работа – самостоятельное раскрашивание с соблюдением правила симметрии.

12. Итог.

Рассматривание бабочек, подчёркивая соблюдение правила симметрии.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.

Конспект логопедического занятия «Дети войны» в старшей логопедической группеКонспект логопедического занятия «Дети войны» в старшей логопедической группе Цель: расширять знания, активный и пассивный словарь детей о Великой Отечественной Войне, познакомить дошкольников с жизнью детей во время.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы «Телеграмма от Гиппопотама»Конспект логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы «Телеграмма от Гиппопотама» Цель: Закрепить знания по лексической теме «Почта» Задачи: Коррекционно - образовательные: - Обобщить знания о почтовых принадлежностях,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия с использованием арт-технологий на тему «Насекомые» в старшей логопедической группе
Опубликовано: 23 января 2025 в 21:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия с использованием арт-технологий на тему «Насекомые» в старшей логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Архипова (УИ 397297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД