Ирина Десятникова
«Рождественские святки». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Рождественские святки»
[/h3]
Задачи:
-познакомить детей с особенностями празднования Святок на Руси;
-пробуждать интерес к русским народным традициям, обрядам, обычаям;
-обогащать словарь дошкольников;
-вызвать у детей положительные эмоции при участии в святочных обрядах.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на сундучок возле елки. Предлагает заглянуть в него. Дети видят внутри конфеты, пряники, елочные игрушки, маскарадные маски, башмачок, картинки с изображением рождественского вертепа и с изображением колядующих детей.
Дошкольники рассматривают предметы. Воспитатель спрашивает, о чем могут рассказать эти вещи. Подводит детей к мысли о том, что это атрибуты для праздника. Спрашивает, хотят ли воспитанники узнать, что это за праздник, предлагает посмотреть презентацию и рассказывает детям о святках.
Воспитатель просит детей напомнить, какой большой праздник отмечали совсем недавно. Это Рождество Христово. Православные отмечают его 7 января. День, когда дева Мария родила младенца Иисуса Христа, спасителя всех людей. Изначально традиция наряжать елки была связана как раз с этим светлым праздником. Праздник этот очень важный и особенный. Его отмечают целых 12 дней и дни эти считались святыми. Отсюда пошло их название – святки!
Святочные дни – время особого веселья: в каждом доме готовили угощения, подарки для близких и друзей, ходили друг к другу в гости. Было принято радоваться, наряжаться, ходить по домам, петь особые песни-колядки и получать за это угощенье.
Праздник этот самый длинный.
Он особый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Пели разные колядки,
По домам ходили в Святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Колядка – это обрядовая песня с пожеланием добра, богатства, здоровья, хорошего урожая.
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!
Приходила коляда
Накануне Рождества:
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога –
Тому куриная нога,
Пест да лопата,
Корова горбата!
Мы пришли колядовать,
Христа рожденье прославлять
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки!
За песни и пляски хозяева щедро благодарили гостей конфетами, пирогами, пряниками, орехами, деньгами. Не пускать или прогонять колядующих считалось плохой приметой, от таких хозяев в следующем году могла отвернуться удача. Поэтому каждая хозяйка старалась наготовить как можно больше сладостей для гостей и щедро одарить их.
Все святочные дни веселился народ и прославлял рождение Христа. Святки продолжались до Крещения Господня. Об этом празднике мы с вами поговорим в другой раз. На Крещение часто выдавалась самая морозная погода, а чтобы не мерзнуть, нужно больше двигаться. Вот и я приглашаю вас на разминку «Ой, мороз!»
Дети надевают массажные перчатки и выполняют игровой самомоссаж.
Ой, мороз, мороз, мороз! (похлопывают себя ладонями по предплечьям)
Щиплет щеки, щиплет нос (гладят щеки и нос)
Щиплет уши, щиплет губы, (движения по тексту)
Забирается под шубы. (поглаживания по бокам)
Чтоб согреться, посмотри,
Все как следует потри: (движения по тексту)
Щеки, носик, уши, губы.
Пар пошел уже от шубы! (похлопывают себя ладонями по телу).
Воспитатель спрашивает, не хотят ли дети поколядовать, как их ровесники в старину. Предлагает надеть маски, чтобы погрузиться в атмосферу старины, попутно рассказывает, что маски имели каждая свое значение. Медведь – богатство, корова – долгая жизнь, волк – злость, лиса – хитрость, старик или старуха – мудрость, коза – плодородие.
Предлагает разучить колядку:
Коляда, коляда,
Пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем
И станцуем, и споем.
Хозяев поздравляем,
Счастья вам желаем!
Воспитатель рассказывает, что во время Святок было три правила: веселиться, колядовать, а еще гадать! Рассказывает, что гадали по-разному, один из способов – доставать разные предметы из мешочка с крупой. Каждый спрятанный предмет имел свое значение: монета – богатство, конфета – сладкая жизнь, камень – трудности, зерно – достаток, лента – долгая жизнь, пуговица – большая семья, кольцо – свадьба, спичка – ребенок, сахар – удача.
Предлагает детям встать в круг и передавать друг другу мешочек со словами:
«Мешочек, мешочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, что станется,
Плохое пусть останется!»
Желающие дети достают из мешочка предметы и «узнают, что их ждет в этом году».
Воспитатель спрашивает детей, с каким старинном народным праздником сегодня они познакомились? Что интересного запомнили, что их удивило, что понравилось? Предлагает после сна повторить колядку, чтобы вечером порадовать родных и поздравить их со святками. А так как дети славно потрудились, то сейчас их ждет сладкая награда, как и положено на святки. Воспитатель раздает детям пряники.