Инеса Гиголаева
Проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №59
Краткосрочный проект для детей второй младшей группы
«Овощи и фрукты – полезные продукты»
Подготовил и провел воспитатель:
Гиголаева И. О.
г. Владикавказ
Тип проекта: творческий, познавательный.
По длительности: краткосрочный
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели второй младшей группы.
Методы проекта:
• Наглядные
• Игровые
• Словесные
Актуальность проекта: Природа дарит много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах и садах. Дети младшего дошкольного возраста имеют недостаточное представление об овощах и фруктах, о том, где они растут, и их роль в сохранении и укреплении здоровья.
Они только начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.
В проекте «Овощи и фрукты – полезные продукты» ребята научатся классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания, что поспособствует умственному развитию детей, поможет развить интерес.
Цель проекта: обобщить и расширить знания детей об овощах и фруктах через разные виды деятельности. Закреплять названия овощей и фруктов. Формировать знания о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.
Задачи проекта:
Познавательное развитие: расширить представления детей о многообразии фруктов, овощей и о местах их произрастания. Закреплять названия цветов, форм, величины.
Речевое развитие: расширять и активизировать словарь детей, формировать умение подбирать имена прилагательных к существительным.
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение работать в коллективе. Во время игр развивать интерес к окружающему миру; соблюдать правила поведения в природе.
Художественно-эстетическое развитие: учить передавать в лепке, рисунках, аппликациях цвет, форму фруктов, овощей; формировать навыки художественного исполнения различных образов в песнях и эмоциональную отзывчивость на произведение.
Физическое развитие: развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную. Формировать умение координировать речь с движениями. Развивать чувство ритма. Формировать представление о ЗОЖ - мыть руки
перед едой, мыть овощи, фрукты.
Предварительная работа: подбор методической литературы, стихотворений, загадок, атрибутов к сюжетно - ролевым играм, изготовление дидактических игр, физкультминуток для детей.
Ожидаемый результат проекта:
1. У детей будут сформированы устойчивые представления о фруктах,
2.
овощах, о местах их произрастания, что они полезны и вкусны.
2. Повыситься познавательный интерес к фруктам, овощам, появиться желание помогать взрослым в сборе урожая.
3. Расширяться коммуникативные и творческие способности детей.
4. Дети научаться любить, охранять и беречь природу, соблюдать правила безопасного поведения в огороде, в саду.
5. У родителей повыситься интерес к жизни и деятельности детей в группе, они будут вовлечены в образовательный процесс.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный:
На подготовительном этапе происходило выявление у детей первоначальных знаний по данной теме, а также обогащение предметно- развивающей среды, подбор материалов и оборудования для бесед, игр с детьми, подбор художественной литературы, песен, дидактических, сюжетно-ролевых игр, пальчиковой и сюжетной гимнастики по теме проекта.
II этап – основной: реализация проекта.
№ Образовательная область Мероприятие, цель мероприятия.
1 Познавательное развитие 1. Дидактическая игра «Овощи, фрукты». Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
2. Беседа «Овощи и фрукты полезные продукты». Цель: формировать у детей представления об овощах, фруктах, как витаминах полезных для здоровья; развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, познакомить с новым словом - витамин.
3. Дидактическая игра «Собери овощи и фрукты в корзинки». Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия большой – маленький, один – много.
4. Рассматривание и сравнение овощей, фруктов (по форме, размеру). Цель: развивать знания об овощах и фруктах, учить правильно называть овощи и фрукты, различать их по форме.
5. Дидактическая игра «Найди лишнее». Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
2 Физическое
развитие 1. Подвижная игра «Сбор урожая». Цель: сформировать у детей знания и умения об овощах и их сборе. Совершенствование двигательных навыков и умений.
2. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
3. Подвижная игра «Огуречик, огуречик». Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, использовать все пространство зала.
4. Физкультминутки «Овощи». Цель: восстановление физических сил дошкольников.
3 Художественно-эстетическое развитие 1. Аппликация «Яблоки на тарелке». Цель: расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить наклеивать круглые предметы; Закреплять представление о различии предметов по величине; Закреплять правильные приемы наклеивания; Воспитывать самостоятельность в выполнении задания; Учить наклеивать готовые формы в определенных частях листа; Воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру.
2. Рисование ватными палочками (овощи и фрукты). Цель: Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования.
3. Чтение сказок «Вершки-корешки». Цель: воспитывать любовь к сказкам.
4. Конструирование из строительного материала на тему: «Забор для огорода». Цель: развивать конструктивные навыки у детей.
4 Социально-коммуникативное развитие 1. Сюжетно – ролевая игра «Приготовим полезный обед». Цель: учить развивать сюжет.
2. Сюжетно-ролевая игра "Овощной магазин". Цель: Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
3. Сюжетно-ролевая игра «Фруктовый магазин». Цель: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.
5 Речевое развитие 1. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Цель: Развивать умение отгадывать загадки.
2. Заучивание потешек: «Малинка», «Морковка».
Цель: познакомить с фольклорными произведениями – потешками.
3. Инсценировка сказки «Репка». Цель: развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать сказку «Репка».
Работа с родителями:
1. Создание книги рецептов «Фрукты и овощи на нашем столе».
2. Консультация " Овощи и фрукты-полезные продукты".
3. Папка передвижка «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты».
4. Буклет «Детские загадки про фрукты – мыслим и фантазируем!»
5. Конкурс рисунков «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»
III этап - заключительный:
Итоговое мероприятие: «Чтоб здоровым быть – надо фрукты, овощи любить».
Выводы:
В ходе проекта дети узнали, что осенью созревают овощи, фрукты. Что овощи созревают на грядках в огороде; фрукты в саду. Они полезны и вкусны.
Результаты проекта.
1. Расширились и обогатились знания детей о фруктах, овощах, грибах.
2. Пополнился словарный запас детей.
3. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
Приложение к проекту
«Овощи и фрукты – полезные продукты».
1. Дидактическая игра «Овощи, фрукты».
Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их.
Задачи: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность.
Оборудование: вырезанные овощи и фрукты, фланелеграф-макет дерева, фланелеграф-макет огорода.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.
Вариант 2. Дети делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (картинки) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя овощеводы-дети должны выбрать картинки-овощи и прикрепить к макету огорода, а садоводы-дети соответственно выбирают картинки-фрукты и крепят их к макету дерева. Та бригада, которая первой закончила работу и правильно все выполнила, выигрывает.
2. Беседа «Овощи и фрукты - полезные продукты».
Цель: формировать у детей представления об овощах, фруктах, как витаминах полезных для здоровья; развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, познакомить с новым словом - витамин.
Задачи:
Формировать у детей у детей элементарные представления о садовых и огородных растениях.
Развивать умение употреблять в речи название овощей и фруктов, понимать обобщающее слово «овощи» и «фрукты».
Формировать представления об овощах и фруктах, как и витаминах, полезных для здоровья человека.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге нашла грустного зайчонка. Я предложила ему пойти со мной. Зайка расскажи детям от чего ты грустный, что случилось?
Зайка: Утром я зашел в гости к своей бабушке, и она дала мне корзинку с гостинцами, но когда заглянул в нее, то не понял что в нем лежит. Ребята поможем зайке?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте назовем, что в корзинке у зайчика.
Дети называют фрукты и овощи, которые воспитатель достает из корзинки
зайчика.
Воспитатель: Вот видишь Зайка, как легко, умело, быстро справились ниши дети. Зайка погости у нас, наши дети знают очень много полезного и интересного о овощах и фруктах. Мы тебе сейчас расскажем. Овощи и фрукты полезны для человека. Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. Все овощи очень полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей. В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови. Капуста считалась лекарством от многих болезней. Но разве только в овощах есть полезные вещества?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, еще полезные вещества находятся во фруктах и ягодах. Ребята, а какие вы знаете фрукты и ягоды?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же общего у всех овощей и фруктов? Это - витамины. «Витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять. Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно. Зайчик, ты узнал, почему все должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты и овощи. Надо всегда помнить, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.
Зайчик: Спасибо большое, ребята, теперь я знаю, почему моя бабушка дала мне эту корзинку, она хотела, чтобы я все это съел и был здоровым. Я побежал к себе в лес. До свидания.
3. Дидактическая игра «Собери овощи и фрукты в корзинки».
Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия большой – маленький, один – много.
Оборудование: вырезанные овощи и фрукты, вырезанные корзинки – красного и зеленого цвета, фланелеграф.
Правила игры:
Перед детьми воспитатель на фланелеграфе располагает две корзины. Затем предлагает детям распределить овощи и фрукты в разные корзины. Усложнить игру можно, если попросить детей распределить только круглые или красные фрукты и овощи по разным корзинам.
4. Рассматривание и сравнение овощей, фруктов (по форме, размеру). Цель: развивать знания об овощах и фруктах, учить правильно называть овощи и фрукты, различать их по форме.
Ход:
Кукла приносит в корзинах фрукты и овощи. Рассказывает детям, что она собрала урожай, и принесла их угостить, но не знает, что это и как называется. Воспитатель вывешивает картинки с изображением овощей и
фруктов на магнитную доску. Дети рассказывают, что изображено на картинах, и что растет в огороде, а что в саду, делают обобщения – это овощи, а это – фрукты.
Кукла берет яблоко и говорит, что она все поняла, что это растет на огороде, а это (показывает огурец) – в саду.
Дети опровергают.
Кукла приносит маленькую корзинку и просит детей рассортировать овощи на большие и маленькие, а затем то же самое сделать с фруктами. Дети разделяют и объясняют, почему они это сделали.
Кукла благодарить ребят и забрав корзинки уходит.
5. Дидактическая игра «Найди лишнее».
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Задачи: Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать внимательность
Материалы: карточки с изображением четырех объектов, один из которых не подходит под общую классификацию.
Правила игры: предложить ребенку найти и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, рассказать ему.
6. Подвижная игра «Сбор урожая».
Цель: сформировать у детей знания и умения об овощах и их сборе. Совершенствование двигательных навыков и умений.
Материал: обручи, корзины, муляжи фруктов и овощей.
Ход игры:
На полу в обручах разложены муляжи фруктов и овощей. Дети делятся на две команды. Игроки команд поочереди бегут, берут по одному предмету, возвращаются и складывают их в корзину.
7. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают
Беда! их к груди.)
Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
8. Подвижная игра «Огуречик, огуречик».
Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, использовать все пространство зала.
Материал: маска «Мышка».
Ход игры:
На одной стороне зала – «мышка», на другой стороне – дети - огуречики. Они приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Говорят слова:
«Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».
«Мышка» выбегает после этих слов, дети убегают за условную черту в свой «домик», а «мышка» их догоняет.
9. Физкультминутки «Овощи».
Цель: восстановление физических сил дошкольников.
Ах, какой же урожай, (дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай. (правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки, (имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей, (наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей («сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом).
Срежь капусту, посоли, (правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости (отвести поочерёдно руки вправо – влево).
Выдерни морковь, редиску, (имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко (выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо).
Ай, какой же урожай, (руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай (руки развести в стороны, направив их движение к себе).
10. Аппликация «Яблоки на тарелке».
Цель: расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить наклеивать круглые предметы; Закреплять представление о различии предметов по величине; Закреплять правильные приемы наклеивания; Воспитывать самостоятельность в выполнении задания; Учить наклеивать готовые формы в определенных частях листа; Воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру.
Материалы и оборудование:
• муляжи красных, желтых, зеленых яблок;
• вырезанные тарелочки из белого картона;
• клей;
• салфетки.
Ход:
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришел?
Ответы детей (ежик).
Воспитатель: Почему то он очень грустный! Давайте у него спросим, что же случилось?
Дети спрашивают ежика.
Ежик: Я собрал много яблок, чтобы угостить своих лесных друзей, но вдруг встретил волка, он потихоньку ко мне подкрадывался, я испугался и побежал. Только дома увидел, что у меня на спине осталось одно яблоко, остальные я потерял.
Воспитатель: Не переживай ежик, мы что-нибудь придумаем.
Ежик: Что же мне делать, как я вернусь к своим друзьям без угощения?
Воспитатель: Ребята, скажите, как можно помочь ежику?
Ответы детей.
Воспитатель: У нас есть цветная бумага, что мы можем из нее сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Здорово придумали. Но мы не просто вырежем яблочки и отдадим их ежику, мы их приклеим на тарелочки, и ежик отнесет тарелочки с яблочками к себе домой.
Воспитатель: Разложим вырезанные яблоки на тарелке, намажем клеем яблочко, положим яблоко на тарелке клеем вниз, прижмем.
Детям, закончившим работу раньше других можно предложить приклеить еще несколько яблок по желанию.
Воспитатель: Вот сколько много яблок мы разложили на наши тарелочки.
Давайте подарим их нашему другу ёжику.
Ежик берет тарелочки, благодарит и уходит.
11. Рисование ватными палочками (овощи и фрукты).
Цель: Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования.
Задачи: расширять представление детей о фруктах; закреплять умения рисовать нетрадиционными методами рисования (рисование ватными палочками). Воспитывать гуманное отношение к природе и интерес к художественному творчеству.
Оборудование: Контуры фруктов и овощей на альбомных листах, гуашь, ватные палочки, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук.
Ход:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Послушайте загадки:
1. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук)
2. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю, варят из меня томат,
В щи кладут, И так едят (помидоры)
3. Свежий и солёный, он всегда зеленый (огурец).
Очень хорошо, а как все отгадки называются одним словом.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, овощи. Кто из вас любит кушать овощи?
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно. Вы все правильно делаете, что кушаете полезные овощи, а я предлагаю вам нарисовать сегодня овощи и фрукты. Вы хорошо умеете рисовать кисточками, но сегодня мы будем рисовать фрукты и овощи ватными палочками. Перед вами контуры фруктов и овощей, вы подумайте и решите, какого цвета краски вы будете использовать. Перед рисованием макаем ватную палочку в воду, лишнюю воду убираем об край стакана, а потом макаем в краску нужного цвета и частыми движениями вверх – вниз (тычками) начинаем творить, раскрашивать наш рисунок. Рисуем аккуратно, не выходя за контур рисунка, и не забываем оставлять немного места между точками, чтобы наш рисунок был похож на мозаику.
Дети начинают рисовать.
Воспитатель: Ребята все молодцы! Все правильно раскрасили овощи и фрукты! Давайте устроим выставку, развесим наши работы и полюбуемся на них.
Воспитатель благодарит детей за работу. Предлагает им приступить к наведению порядка на своих рабочих местах.
12. Чтение сказки «Вершки-корешки».
Цель: воспитывать любовь к сказкам.
Задумал как-то мужик возле леса репу сеять.
Пашет поле, старается. Подходит к нему Медведь да как заревёт:
— Мужик я тебя съем!
— Не ешь меня, Мишенька, лучше давай вместе репу сеять. Вырастет репа. Я себе возьму корешки, а тебе отдам вершки.
— Так тому и быть, — сказал Медведь и ушёл в лесную трущобу.
По осени приехал мужик репу копать.
Тут и Медведь из леса выходит, требует:
— Подавай, мужик, мою долю!
По уговору и поделили: Медведю достались вершки, а мужику корешки.
Выпросил Медведь у мужика один корешок на пробу. Отведал и ну реветь:
-Обманул ты меня! Мои вершки горьки, а твои корешки сладеньки.
Не езди больше в лес, а не то съем!
Пришла весна. Мужик посеял рожь. Приехал он рожь жать, когда она поспела, а Медведь уже дожидается.
— Теперь меня не обманешь: я возьму себе корешки, а ты забирай вершки.
Мужик с радостью согласился.
Отдал он медведю корешки, а колоски сложил на воз и увёз на мельницу.
Понял Медведь, что мужик снова его перехитрил, и не на шутку разгневался.
С тех пор мужик в лес ходить опасается.
13. Конструирование из строительного материала на тему: «Забор для огорода».
Цель: развивать конструктивные навыки у детей.
Материал: кукла медведя, разноцветный набор строителя.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и на пути встретила Мишку (медведя). Он был чем-то очень расстроен. Когда я его спросила, что же с ним произошло, он расплакался еще сильней. Я его позвала к нам в гости. Может вам удастся узнать о его беде?
Мишка. (плачет)
Ребята подходят к медведю и спрашивают, что же случилось с ним.
Мишка: (вытирая слезы) Я посадил много морковок, чтобы осенью угостить моих друзей – зайчат (снова плачет, дети успокаивают). Но тут прибежали волки, и растоптали весь мой огород (плачет)
Воспитатель: Ой! Что же делать, ребятки? Как же помочь нашему гостью в его беде?
Ответы детей. (Снова посадить морковь).
Воспитатель: Хорошо! А если опять прибегут волки и растопчут огород? Нужно нам с вами что-то придумать, чтобы волки больше не топтали огород!
Ответы детей. (Построить забор).
Мишка: А я не умею строить забор.
Воспитатель: Что же делать? Научим Мишку строить забор?
Ответы детей.
Воспитатель: Отличная идея. А из чего будем строить?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие фигуры нам понадобятся?
Ответы детей.
Воспитатель: Здорово! Попробуем из кирпичиков. Мишка, каким цветом ты хочешь забор? Посмотри сколько у ребят разноцветных кирпичиков!
Мишка: Я думаю, будет здорово, если забор будет разноцветным.
Ребята берут разноцветные кирпичики и строят на картоне забор вокруг Мишки.
Мишка: (радостно) Ура! Теперь я посажу много морковки для моих друзей – зайчиков и для новых друзей – ребяток. Побегу в лес строить забор вокруг моего огорода! Спасибо ребята, что научили меня. До свидания!
Воспитатель: До свидание! Приходи к нам еще в гости.