Янина Андреева
«В гости к дедушке Фольклору». Конспект ООД по познавательному развитию и развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция: коммуникация, физическое развитие, экологическое воспитание, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Цель:
• Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества
• Познакомить с характерными чертами русского фольклора
.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„В гости к дедушке Фольклору“, Конспект ООД по познавательному развитию и развитию речи в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы
2. Закреплять умение слушать художественное произведение;
3. упражнять в умении выразительно читать наизусть потешки
Развивающие :
1. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок
2. Развивать двигательную активность путем использования здоровьесберегающих технологий
3. Развивать артикуляционный аппарат
4. Развивать любознательность, речевые умения
Воспитывающие:
1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации
2. Воспитывать сопереживание, желание помочь
3. Воспитывать интерес к культурному наследию народа
Предварительная работа:
Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматривание иллюстраций, книг с русскими народными сказками чтение и заучивание потешек: «Пошёл котик на торжок», «Тили-бом, тили-бом…» «Тень- тень –потетень»
Материал:
1 Убранство русской избы (печь, стол, лавочки, самовар, чугунок, плетень)
2. Письма с заданием
3. Компьютер. проектор, экран, музыкальный центр.
4. Маски для инсценировки игры (волк, кошка, лиса, дед, бабка, собачка)
5. угощение
Ход НОД
Дети заходят в зал и оказываются в старинной избе.
Воспитатель. Куда это мы попали ребята?
Ответы детей
Воспитатель. Мы находимся в русской избе
Воспитатель. Ой. А что это?
(находим сундучок)
Воспитатель. Дети Кто мог его оставить? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. И кто здесь живет. (воспитатель открывает сундучок и находит письмо. достает его). Вот чудеса (читает) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я приготовил вам сюрприз. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи! В добрый час! Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Что такое «фольклор»?
Дети. Потешки, прибаутки, считалки, заклички, дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
Воспитатель. А кто их сочинил?
Дети. Народ.
В. Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели
В давайте внимательно посмотрим вокруг, может найдем еще какие-нибудь подсказки.
(На столе рассматривают самовар и находят записку под грелкой курицей)
«Здравствуйте, мои друзья! Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Я приехать не смогла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Желаю успехов!»
1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)
Беседа с детьми о том, как они догадались, дальнейшее прослушивание.
2. Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)
3. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в селе кур крадет. (лиса)
4. Я в России был рожден,
Для тепла был сотворен.
У меня в жаровне жар,
По краям клокочет вар.
Собирается родня
Посидеть вокруг меня,
Посидеть, чайку попить,
По душам поговорить. (Самовар)
5. Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
Воспитатель. Ребята, мы все загадки отгадали. Молодцы! Давайте дальше поищем подсказки. Про что была последняя загадка? Про печку.
Давайте на ней поищем задание.
Печь в избе - самое главное? Без неё в избе жить невозможно.
В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
Послание
«Здравствуйте ребята это я тетушка –скороговорка. Очень хочу проверить умеете ли вы скороговорки говорить Всех скороговорок не переговоришь, а вы попробуйте. Дети, вы знаете скороговорки?»
Дети отвечают.
Воспитатель. А какие вы знаете скороговорки? Проговорите их, пожалуйста.
Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение.
Скороговорки.
1. Мама мыла Милу мылом
2. У ёлки иголки колки.
3. За – за прилетела стрекоза.
4. Во дворе трава, на траве -дрова
5. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
Воспитатель. А в чем варили суп на Руси? Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?
Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.
Воспитатель: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки.
Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник!
возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Затем чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. давайте посмотрим может там новое задание.
(тарелочка с яблочком)на экране
Воспитатель. Ой, здесь же поговорки и пословицы, но не простые, а спрятанные в картинках!
Пословицы и поговорки. (На слайде картинки изображающие пословицы «Гусь свинье не товарищ», «Когда я ем, я глух и нем», «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Семеро одного не ждут»
Воспитатель -В старину много работали и мужчины и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
(Все водят хоровод, приплясывают и поют)
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Лиса: Похвалялась лиса
Всему лесу я краса,
И пушиста и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Жучка: Похвалялась Жучка –
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка.
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор –
У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Воспитатель. Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули, а скажите из чего плели плетень? Из веток дерева. А где же дерево.
Дети показывают на дерево.
Воспитатель. Да, Дерево необычное, волшебное! Что на нам растет?
Дети. Баранки
Воспитатель. Вот и тот сюрприз, о котором нам писал дедушка Фольклор! Но, ребята, нам с вами необходимо выполнить последнее задание, для того, чтобы получить угощенья. Смотрите, на листиках нашего волшебного дерева надписи. (смотрит) Все понятно – загадки про сказки. смотрите внимательно.
Сказочные загадки в картинках на слайдах дети угадывают сказки.
Находят еще одно письмо
«Дед Фольклор : Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?
А куда я вас приглашал? А без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?
- Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их. А я посмотрю как вы внимательно слушали!»
(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.
Воспитатель. Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель. Ребята, вы отлично справились с заданием! Мы с вами прошли нелегкий путь. Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!» вот и вас приглашаю за стол