Курбанова Гульнара
ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Выплывают расписные Стеньки Разина челны…»
▼ Скачать
ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Симбирский Венец»
«Выплывают расписные Стеньки Разина челны…»
Программное содержание:
1. Формировать представление детей о истории возникновения и развития водного транспорта.
2. Развивать желание узнавать новое об истории своего края.
3. Воспитывать интерес к технике, любознательность.
4. Воспитывать интерес к песенному творчеству, обращенному к образу России.
Публикация «ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Выплывают расписные Стеньки Разина челны…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Татарстан
- Старшая группа
- Темочки
Методическое оснащение: мультимедийная презентация, ноутбук.
Ход образовательной деятельности:
(Слайд 1)
- Ребята, сегодня мы отправляемся в далёкое прошлое, чтобы узнать об истории водного транспорта. С чего же начался корабль? (Ответы детей).
(Слайд 2) - Давным-давно, когда люди жили в пещерах, они заметили, что упавшее в воду дерево не тонет и стали переправляться на бревне с одного берега на другой, устроившись верхом.
(Слайд 3) - А потом человек придумал – привязал к бревну ещё бревно, а к нему ещё, и получился плот. Он устойчивей, чем бревно, но тяжелее. Ладонями грести, его с места не сдвинешь. Стали тогда шестом от дна отталкиваться. Но что-то опять не устраивало древнего человека.
- Как вы думаете, о чем я говорю? (Ответы детей)
(Слайд 4) - Людям нужно было более быстрое средство передвижения по воде, чем бревно или плот. Затем человек догадался выдолбить сердцевину срубленного ствола дерева. Получилась первая лодка -долбленка.
(Слайд 5) - Лодки были разной формы и размеров и назывались по-разному: лодка, пирога, челн. Оказалось, что двигать такую лодку удобно, отталкиваясь шестом от дна реки, а быстро плыть – погружая широкий конец весла в воду. А чтобы вода через край не заливалась – стали доски к бокам лодки прибивать.
- Ребята, как вы думаете, почему лодку называли челн?
(Слайд 6) - Может быть, кто-нибудь из вас знает, что челнок - это предмет, с помощью которого ткали полотно. Челнок продевали между ниточками, и он как будто плавал между ними. Отсюда и лодку стали называть челном.
(Слайд 7) - Лодка тоже оказалась не совсем удобной, приходилось долго и тяжело грести. Но люди заметили, что лодка и без весел плавать может, был бы только ветер и научились использовать силу ветра. Стали люди ловить ветер широкими полотнищами-парусами. Паруса прикрепляли к распоркам-мачтам или реям. Такие лодки получили название парусники. Плавал парусник быстро, а управлять им было не просто. Кроме парусов движущей силой была и человеческая сила. На лодки ставили вёсла и люди гребли, приводя лодку в движение.
Динамическая пауза.
В лодке десять молодцов, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Замечательных гребцов (имитация движения гребли на лодке)
Крепко держим мы весло, (руки к плечам, делаем круговые движения)
Нам грести не тяжело,
Если рядом в лодке друг, (показываем на товарища слева и справа, наклоняясь вперед)
Если рядом двадцать рук. (соединяем руки в замок)
Дружно веслами мы машем, (взмахи руками; поочередно левая и правая рука поднимается вверх)
Все медали будут наши!
(Слайд 8) - Любил на таких лодках плавать Степан Разин по Волге со своей дружиной. Ловили они волжскую рыбу.
- Ребята, кто же такой Степан Разин? (Ответы детей).
(Слайд 9) - Степан Разин вошёл в историю как великий атаман, собравший большое войско, и человек, желающий свободы своему народу. Смелый, твёрдый в решениях и убеждениях — Разин был именно тем человеком, который смог повести за собой простой народ. Несмотря на то, что прожил он короткую жизнь, она вся была посвящена попытке освободить людей от крепостного права.
(Слайд 10) - В далёкие времена, примерно 400 лет назад, весной 1670 года Разин организовал поход на Волгу, чтобы дать свободу крестьянам. Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска, встретив серьезное сопротивление со стороны правительственных войск.
(Слайд 11) - Народ любил Степана Разина за смелось и отвагу, за то, что вместе со своими товарищами защищал сирот, помогал бедным и обездоленным людям. Поэтому народ сложил о нём много песен.
В одной из самых любимых народных песен, которая называется «Из-за острова на стрежень», встречаются такие слова: «…выплывают расписные Стеньки Разина челны».
Слушание песни «Из-за острова на стрежень» (муз. народная / сл. Дмитрия Садовникова).
- Вот и закончилось наше путешествие. Что вы узнали нового, интересного?
(Ответы детей).
- Ребята, предлагаю вам нарисовать лодки, на которых плавал Степан Разин.