Лариса Исаева
Занятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить и расширить представление детей о природе и рукотворном мире
Задачи:
1. Образовательные: формировать первичные представления о природном многообразии планеты Земля и предметного окружения; закреплять обобщающие понятия.
2. Речевые: развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, обогащать речь существительными, обозначающими объекты природы и предметы бытового окружения.
3. Воспитательные: воспитывать умение правильно вести себя в природе, любовь к окружающему миру, желание беречь его, вызвать положительные эмоции во время образовательной деятельности.
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Природа и рукотворный мир“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
4. Развивающие: развивать память, внимание, творческое воображение, речь, слуховое восприятие, мелкую моторику, логическое мышление.
Материалы:
кукла Незнайка, сумочка, лупа, подзорная труба, фотоальбом "Природа", глобус, смартфон, колонка, картинки для игр, проектор, экран, ноутбук, картина-загадка "Цветы", бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, трубочки от сока, пластилин, ножницы, стеки, салфетки, тарелочки, дощечки, клей-карандаши, заготовка лепесток (пластилинография, корзиночка с цветными карандашами.
Методические приёмы:
1) игровые: сюрпризные моменты, физкультминутка "Южный полюс", малоподвижная игра "У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде", игра "Звучащие загадки"
2) наглядные: рассматривание лупы, подзорной трубы, глобуса, слайдов презентации
3) словесные: беседа, игра "Умные вопросы, умные ответы"
4) музыкальные: музыка фортепиано, скрипки, песня "Сюрприз" из кинофильма "Незнайка с нашего двора"
5) практические: изготовление цветов (пластилинография)
Ход занятия:
Приветствие.
Воспитатель: "Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. " Дети встают в круг. Мальчики: "Доброе утро, девочки!"
Девочки: "Доброе утро, мальчики!"
Все вместе: "Здравствуйте, Лариса Валерьевна!"
Воспитатель: "Здравствуйте, дети! За руки все вместе возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Садитесь на стульчики. Сегодня к нам придёт гость из сказки. Как вы думаете, кто это?"
Дети высказывают предположения.
Стук в дверь. Входит Незнайка (кукла)
Воспитатель: "Кто же это?"
Дети: "Незнайка"
Незнайка: "Здравствуйте!"
Дети: "Здравствуй, Незнайка!"
Незнайка: "Я пришёл к вам, чтобы рассказать о своём увлечении. Я стал исследователем, изучаю природу. Вот у меня и приборы с собой. "
Воспитатель: "Ребята, как вы думаете, что это за приборы?"
Дети отвечают.
Воспитатель: "Незнайка, а мы можем посмотреть на приборы?"
Незнайка: "Да, конечно"
Воспитатель достаёт из сумочки лупу. "Ребята, что это за прибор?"
Дети: "Это лупа. Лупа - это увеличительное стекло"
Воспитатель: "Что можно рассматривать через лупу?"
Дети: "Что-то маленькое, очень мелкое. Насекомых, капельки росы, песок, камешки"
Воспитатель: "Вот другой предмет"
Дети: "Это подзорная труба. Это прибор для наблюдения за удалёнными предметами. Например, за птицей в небе, за звёздами, кораблями в море" Воспитатель: "Незнайка, а это что?"
Незнайка: "Это фотоальбом "Природа" "
Воспитатель: "Посмотрим фотографии. Что изображено на них?"
Дети: "Малина, радуга, роса, листопад, гриб, светофор"
Воспитатель: "Все ли фотографии отображают природу?"
Дети: "Светофор - это не природа. "
"Незнайка: "Но ведь природа - это то, что нас окружает"
Воспитатель: "Ребята, дадим точное определение"
Дети: "Природа - это то, что нас окружает, но не сделанное руками человека" Незнайка: "Теперь понял"
Воспитатель: "Незнайка, наши дети такие умные, смышлёные. Они всё знают о природе и нашей планете. Как она называется?"
Дети: "Земля"
Воспитатель: "Что такое глобус?"
Дети: "Глобус - это модель планеты Земля"
Воспитатель: "Что означает жёлтый и коричневый цвета?"
Дети: "Суша и горы. Здесь живут люди, животные"
Воспитатель: "Что означает синий цвет?"
Дети: "Вода - океаны, моря, озёра, реки"
Воспитатель: "Что означает зелёный цвет?"
Дети: "Растительный мир - леса, джунгли"
Воспитатель: "Какой цвет мы не назвали?"
Дети: "Белый. Это снег и лёд. Антарктида и Арктика"
Незнайка: "Я придумал. Отправимся в Антарктиду к пингвинам. Хотите?"
Дети: "Да"
Незнайка: "Скажем волшебные слова. Раз, два, повернись, в Антарктиде окажись!"
Воспитатель: "Что это блестит на небе?"
Дети: "Северное сияние"
Воспитатель: "А под ногами?
Дети: "Снег и лёд"
Воспитатель: "Помашем пингвинам"
Физкультминутка "Южный полюс"
Воспитатель: "Чем известен полюс южный?"
Дети: "Тем, что полюс этот вьюжный. "
Воспитатель: "Землю там покрыли льдины, а на них живут. "
Дети: "Пингвины" (имитируют движения пингвинов)
Воспитатель: "В Антарктиде, где снега там. "
Дети: "Зима, зима, зима"
Воспитатель: "Даже летом там зима? Это правда?"
Дети: "Да, да, да!"
Воспитатель: "Ой, как-то холодно стало! Мы неправильно одеты и сейчас замёрзнем. Где наши шубки, где наши шапки, где наши валенки?"
Незнайка: "Полетели в Африку. Раз, два, повернись, в Африке окажись!"
Воспитатель: "Ух, ты! Какое палящее солнце! Жарко! Ребята, кто гуляет там вдалеке, каких животных вы видите?"
Дети: "Лев, слон, черепаха, зебра, жираф"
Малоподвижная игра "У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде"
Воспитатель: "Как жарко в Африке, мы не надели панамки, бейсболки, сейчас будет солнечный удар! Незнайка, возвращай нас обратно!"
Незнайка: "Раз, два, повернись, в Евразии окажись!"
Воспитатель: "Прилетели мы на свой материк и вернулись в детский сад. "
Дидактическая игра "Звучащие загадки"
Воспитатель: "У вас на столе лежат картинки, вы услышите звук, определите кто или что издаёт его и поднимите отгадку. "
Воспитатель включает звуки: журчание ручья, хруст снега, лай собаки, мяуканье кота, пение птиц, завывание вьюги, музыка скрипки, писк совы, рокот мотора и другие.
Дидактическая игра "Умные вопросы, умные ответы"
Воспитатель: Посмотрите на картинки, поднимите те, на которых изображены 1) природа 2) домашние животные 3) транспорт 4) насекомые 5) морские животные 6) музыкальные инструменты 7) природные явления 8) предметы из стекла
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас погулять на природе
i] Презентация "Правила поведения в музее-заповеднике "Коломенское""[/i][/i]
Видео: https://www.youtube.com/embed/oSMAg3CjviY1. "Музей-заповедник "Коломенское"." Мы пришли с вами в музей-заповедник "Коломенское". Где это место? В Москве. В нашем районе. Живописное место с красивыми постройками, с богатой растительностью.
2. "Москва-река". Музей-заповедник находится на берегу реки. Как называется эта река? Москва-река. На каком транспорте можно кататься по реке? На лодке, катере, теплоходе, речном трамвайчике, кораблике. Что можно делать на природе? Отдыхать, играть, гулять, устроить пикник.
3. "Нельзя разорять птичьи гнёзда". Мы увидели птичье гнездо. Как вы будете себя вести? Не будем близко подходить, трогать яйца, разрушать гнездо.
4. "Нельзя шуметь в лесу". Почему нельзя шуметь на природе? Птицы и звери могут испугаться и покинуть свой дом.
5. "Не ломайте ветки деревьев". Что вы видите? Кто-то сломал ветку. Нельзя ломать ветки, дереву больно, оно может погибнуть.
6. "Ядовитые ягоды". Нельзя есть незнакомые ягоды. Они выглядят аппетитными, но могут быть ядовитыми.
7. "Ядовитые грибы". Мухомор - ядовитый гриб, но имеем ли мы право уничтожать его? Нет. Он является лекарством для животных.
8. "Убирайте мусор за собой. " Нужно убирать мусор за собой. Никто не захочет прийти на это место отдыхать.
9. "Забираем мусор с собой". Заранее нужно взять с собой мешки для мусора, отдохнуть на природе, после пикника собрать мусор и увезти.
10. "Превращаем вред в пользу". Как можно использовать мусор? Бросовый материал можно использовать для поделок дома и в детском саду.
Творческая работа "Картина "Цветы" для Незнайки"
(пластилинография)
Незнайка: "Ребята, я вчера начал делать украшение для своего дома, но не доделал. Помогите мне, пожалуйста, доделать. А что делать, догадайтесь сами. "
Воспитатель: "Незнайка нам принёс картину-загадку. Посмотрите на картину, что начал делать наш гость?"
Дети: "Цветы, потому что на картине стебли, листочки, тычинки. Нужно сделать лепестки. "
Воспитатель: "Вчера вы украсили детали пластилином. Я не сказала вам, что это. Вы предполагали, что это капельки, крылья бабочек. А сегодня вы правильно сказали, что это будут лепестки. Какой материал лежит на тарелочках?"
Дети: "Крышка от бутылки, трубочка от сока, пластилин, ножницы, клей-карандаш, салфетки. "
Воспитатель: "Чем можно украсить лепесток? Что можно сделать из трубочки?"
Дети: "На крышку нанести пластилин и присоединить к лепестку, из трубочки сделать пестики и украсить тычинки, готовые лепестки приклеить на картину. "
Дети выполняют работу.
Незнайка: "Ребята, большое спасибо за такую прекрасную картину! Для жителя Цветочного города самый лучший подарок! Вы все молодцы! Старались, трудились, как много вы знаете! Я хочу сделать для вас сюрприз!"
Звучит песня "Сюрприз" из кинофильма "Незнайка с нашего двора".
Незнайка дарит детям цветные карандаши. Дети благодарят и прощаются.