Казакова Наталья
ООД по познавательному развитию «Морские чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
расширять знания детей о планете Земля, об обитателях подводного мира, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;
познакомить детей с полезными свойствами морской воды;
обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, названия океанов и морей и их обитателей;
развивать познавательные процессы;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
развивать внимание и наблюдательность;
воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;
воспитывать бережное дружелюбное отношение к живым существам;
воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Задачи:
Обучающие: обогащать знания детей об обитателях морей и океанов, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении, желание активно изучать подводный мир.
Развивающие : развивать у детей логическое мышление. Активизировать умственные способности, словарный запас: морские обитатели, ламинария, Мировой океан, Мёртвое море.
Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.
Материалы и оборудование:
магнитная доска, магниты;
иллюстрации с изображением морских обитателей;
карта;
аудиозапись шума моря;
Предварительная работа.
Рассматривание глобуса, карты, книг, энциклопедий и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.
Ход ООД.
Воспитатель. Ребята, хотите мы отправимся в путешествие по морям и океанам? И не только будем путешествовать, но и изучать подводный мир, и рассказывать всё, что мы о нём знаем.
-Ну, что же, тогда представьте, что мы – команда на научно-исследовательском судне «Искатель». Вы хотите искать и находить чудеса? (ответы детей) Ведь море – это страна невероятных чудес, даже учёные далеко не всё знают о морях и океанах. Мы узнаем, какие бывают моря, какую пользу они приносят людям и как мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.
Стук в дверь, входит Доктор Айболит.
-Возьмите меня с собой, я вам пригожусь.
- Возьмём? Зачем нам в путешествии может пригодиться Доктор Айболит? (ответы детей).
- Доктор Айболит, добро пожаловать на наше судно «Искатель».
Ребята, что необходимо нам взять в путешествие? (ответы детей).
-Ребята, посмотрите на карту. Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это моря и океаны.
Существует 4 океана. Назовите нам их. (Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый).
Воспитатель.
Северный ледовитый океан – большую часть года по нему не плавают, как по другим океанам, а ездят на собаках или ходят на лыжах, как русский Фёдор Конюхов, дошагавший до полюса в одиночку. Лёд в океане пресный, да и вода не слишком солёная.
Атлантический океан – широкой изогнутой лентой протянулся с севера на юг самый молодой и самый стройный, образовавшийся из узкой трещины в земной коре миллионы лет назад. Атлантический океан медленно, на половину ширины детской ладошки в год, раздвигает свои берега.
Тихий океан – океан – великан. 10 раз уместился бы Северный Ледовитый на его поверхности. Самый большой и самый грозный из океанов – Тихий, так назвал его Магеллан, увидев полоску чистой спокойной воды. В нем чаще всего происходят стихийные бедствия: штормы, ураганы, цунами, подводные вулканы.
Индийский океан – самый древний из океанов. О древнем возрасте океана говорят глубокие морщины, оставленные временем на его дне.
Так же на нашей планете очень много морей, назовите те, которые вы знаете. (Средиземное, Чёрное, Красное, Азовское, Каспийское, Мёртвое).
-Каким цветом изображены моря и океаны на карте? (синим, голубым).
Доктор Айболит. Ну, не всегда море бывает голубым. Когда я плавал в Африку, наш корабль попал в бурю, и море было чёрным.
Воспитатель. Правильно, Доктор Айболит! Море полно чудес, оно, как волшебное, меняет свой цвет. Оно бывает голубым, зеленоватым, лиловым, красноватым, с белыми гребешками.
-Ребята, кто из вас был на море? Расскажите, какое вы видели море?
Игра «Хорошо -Плохо?»
Воспитатель. Ребята как вы считаете, море – это хорошо? Почему?
Дети. Море дарит прохладу, у моря мы отдыхаем, оздоравливаемся, купаемся.
По морям и океанам люди перевозят грузы.
Очень полезны для человека морские животные, рыбы, моллюски.
Воспитатель. А море - это плохо? Почему?
Дети. На морях бывают сильные штормы и бури. Там гибнут люди и корабли.
В море можно утонуть, могут напасть хищники.
Бывают очень опасные землетрясения в океане, от этого поднимается огромная волна-цунами, она может пройти от одного материка до другого и снести всё на своем пути.
Подводные вулканы. Горы пепла и огня поднимаются над водой, вода нагревается и превращается в пар и даже может произойти взрыв.
Воспитатель. А кто пробовал, какая морская вода на вкус? (ответы детей?
-А, можно морскую воду пить? (ответы детей)
Доктор Айболит. Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено очень много слей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при изготовлении лекарств, но пить морскую воду нельзя. Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасёмся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.
Запаслись пресной водой и отправились в путешествие на подводном судне «Искатель», погрузились в морские глубины (звучит запись «Шум моря»).
Воспитатель. Ребята, смотрите, начинаются чудеса.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением морских глубин.
- Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? (это водоросли).
Доктор Айболит. А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? Кто из вас пробовал морскую капусту? В морской капусте содержится целая аптека с витаминами. А вы знаете, что почти каждый день вы встречаетесь с водорослями в своей тарелке? Это растение необычайно богато протеинами. Паштеты, конфитюры, рыбные консервы, супы, яичный порошок. Все эти продукты содержат переработанные водоросли. Водоросли содержатся даже в некоторых видах бумаги, красках, в оболочках для колбасы. А ещё из водорослей делают моё любимое лекарство, которое больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, что это за лекарство? (Йод.)
Доктор Айболит открывает дорожную аптечку и показывает йод. Ребята, а может быть, вы тоже знаете что-нибудь о водорослях?
Ребёнок. Эти растения без корней, стеблей, листьев, цветков, поглощающие питательные вещества всей поверхностью. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли - это также основной источник пищи для них. Маленькие морские существа питаются ими и, в свою очередь, становятся пищей для более больших. А люди готовят из них острые приправы и гарниры. Самая известная из них — морская капуста, или ламинария. Широкая, плотная, зелено-бурая водоросль. Она очень полезна для здоровья человека, лечит многие заболевания.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые рыбы. Воспитатель предлагает детям иллюстрации рыб и морских животных.
Какие они все диковинные!
Вот рыба-змея, в кромешной темноте у неё светятся глаза, плавники.
А вот рыба - молот, она может излучать зелёно-синий цвет особыми органами.
Рыбу-камбалу совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет, и сливается с морским пейзажем.
А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не приносят вреда, а просто, таким образом, перемещаются на большие расстояния.
А эти рыбки похожи на бабочек или на птиц- это летучие рыбы.
Доктор Айболит. Красивые морские рыбы! Но вы знаете, ребята, что они бывают ещё и опасными? Вот, например, эта красивая крылатка очень ядовита. Дотронешься – и сразу погибнешь. А эта рыба – морской кот - имеет длинный хвост, на конце хвоста – колючка. Этой колючкой она колет всякого, кто на неё нападает.
Воспитатель. Поплывём подальше от этих ядовитых рыб и пополним силы, сделаем зарядку.
Физ. минутка.
И вот перед нами море,
Бушует оно на просторе,
А в море высокая ходит волна,
И вверх до небес и вниз до дна,
Качает вода соленая
Водоросли зеленые.
Скачут весело дельфины,
Подставляя солнцу спины,
На волнах качаются,
Солнцу улыбаются.
Воспитатель. Ребята, смотрите, к нам подплывают дельфины. Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфины спасают своих раненых сородичей. Дельфины – очень умные, добрые и самое сообразительные животные.
Доктор Айболит. А с этой пациенткой я уже встречался (показывает акулу.) Это гигантская хищница. У неё прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов. Ох, и трудно же было удалять у акулы и её маленьких акулят больные зубы, когда мы были в Африке.
Ребёнок. Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Акула - самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. Акула - самые большие и прожорливые рыбы. Они нападают на всё, что движется в воде.
Воспитатель. А это что за чудики такие? (морские коньки.) Морские коньки – это тоже рыбы, только плавают они вертикально.
Ребёнок. Морской конек – удивительная рыба. Живёт она в верхних слоях воды, плавает только вертикально и может изменять свою окраску. Хвостиком цепляется за водоросли, чтобы его не унесло течением. Изгиб шеи напоминает изгиб шеи у лошади, когда плывет, вытягивается и становится похож на иголку.
Воспитатель. А вот это чудесная раковина, а в раковине – жемчужина. Это драгоценная жемчужина. И бусы, которые вы видите на мне, тоже сделаны из натурального жемчуга (рассматривают жемчуг). Жемчуг – это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, чёрный.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие ещё жители вам нравятся в морских глубинах? (дети рассматривают иллюстрации, рассказывают)
-Чудес морских не перечесть. Многие обитатели моря – настоящие рекордсмены.
Послушайте:
Китовая акула – самая крупная рыба, достигает в длину 18 метров, весит около 40 тонн, это рыба-долгожитель, живёт около 70 лет.
Морские звёзды умеют омолаживаться; они не только восстанавливают утраченную часть, но и образовывают из оторванного кусочка новую звезду.
Синий кит – самое крупное животное в мире; длина его около 30 метров, весит он 160 тонн, он в 23 раза крупнее африканского слона.
Четырёхкрылая летучая рыба способна совершать самые длинные для рыб полёты; дальность такого рекордного полёта 1109 метров, высота – 11 метров.
И, в заключение нашего путешествия закрепим наши знания об обитателях подводного мира игрой.
Игра «Угадай-ка».
У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)
У кого рот на брюхе? (у акулы)
Какая собака не лает? (морская)
На каком коньке нельзя покататься? (на морском)
Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
Родственник рака? (краб)
Каких вы знаете морских животных, и почему они так называются?
Какое морское животное самое большое в мире?
Чем отличаются морские животные от рыб? (рыбы дышат жабрами, а животные воздухом).
Много тайн хранят моря и океаны. Кто из вас смотрел фильмы о путешествии капитана Кусто? (ответы детей).
Команда Кусто оставила в наследие людям всей Земли большое богатство – фильмы о тайнах морей и океанов, о богатстве и красоте подводной природы, чтобы люди знали, понимали и любили свою Землю.