Асият Махмудова
ООД по познавательному развитию ФЦКМ «Волшебница-вода» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Волшебница вода». (Опытно-экспериментальная дельность)
Цель. Закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды, потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать; развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты; развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Материал. Прозрачные пластмассовые стаканы и бутылочки, подносы, одноразовые лотки, стеклянные банки; салфетка для фильтрования; вода, соль, сахар, мука; ноутбук; фонтан (модель).
Ход ООД
Воспитатель. Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о воде. Устроим праздник «Волшебница вода»! Отправимся мы с вами в необычайное путешествие на волшебную полянку. Раз путешествие у нас необычное, то и транспорт должен быть необычным. Я – мама Тучка, а вы мои Капельки. Представили себя Капельками, закрыли глаза и полетели. (Дети закрывают глаза.) Мы летим над полями и лугами… Вот и лес! Медленно опускаемся на полянку. Открываем глаза. Здесь нас ждут интересные загадки. Попробуйте их отгадать. Правильный ответ, если вы отгадали загадку, то ответ появится на экране. Слушайте внимательно первую загадку будьте внимательны!
Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Дети. Дождь
Воспитатель. На экране мы увидим картинку-отгадку. Ответили правильно. А вот вторая загадка.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки,
Белые…
Дети. Снежинки
Воспитатель: Верно! Теперь следующие загадки. Будьте внимательны!
Драгоценным ожерельем
Спать ложится на деревья,
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов
Дети: Снег
Воспитатель. Рыбам жить зимой тепло,
Крыша – толстое стекло.
Дети: Лед
Не снег и не лед
А серебром деревья уберет.
Дети: иней
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Видно стало далеко. (Туман)
То спокойная, то шумливая,
И широкая, и красивая.
Любят плавать в ней и нырять,
Огороды, сады ее водой поливать. (Река)
Воспитатель. Молодцы! Быстро отгадали загадки. А теперь приглашаю вас в нашу лабораторию. В лаборатории мы проведем эксперименты с водой. Представьте, что вы юные ученые. Наденьте халаты! Работать в лаборатории нужно аккуратно, и быть очень внимательными. Скажите, какие свойства воды мы уже знаем.
Дети. Вода не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и вкуса.
Воспитатель. Правильно! ( Презентация состоянии природы: моря, озера, водопада, реки.) А теперь посмотрите, какой необычный предмет появился в нашей лаборатории. Давайте подойдем ближе и рассмотрим его.
Дети подходят к фонтану.
Воспитатель. А что льется в фонтане? Верно, вода. Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети. Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель. Вы сказали, что вода льется, течет. Значит, вода – жидкость. Она не имеет собственной формы. Сегодня мы с вами откроем ещё одну тайну воды. У вас на столе подносы со стаканами, в которых находятся разные вещества.
Будьте внимательны: в стакане с красной полоской находится сахар, в стакане с оранжевой полоской – соль, а в стакане с синей полоской – мука. Запомнили, в какой посуде что находится?
Воспитатель напоминает о том, что нужно соблюдать правила безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно осторожно, ладошкой направляя запах в сторону от стакана: вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути.
Воспитатель. У вас на столе находятся стеклянные баночки с водой. Растворите вещества в воде. В стакан с солью налейте воду и хорошо размешайте ложкой.
Самостоятельная работа детей (размешивание соли в воде).
Воспитатель. Что случилось с солью?
Дети. Соль растворилась в воде.
Воспитатель. Теперь налейте воду в стакан с сахарным песком и размешайте. Что случилось с сахарным песком?
Дети. Он растворился в воде.
Воспитатель. А теперь налейте воду в стакан с мукой и размешайте. Что произошло с мукой?
Дети. Мука тоже растворилась в воде.
Воспитатель. Значит, соль и сахар в воде растворяются. При этом какая вода в стакане?
Дети. Вода в стакане прозрачная.
Воспитатель. Верно! Мука тоже растворилась в воде. Какая вода в этом стакане?
Дети. Вода мутная.
Во время работы дети пользуются салфетками, чтобы вытереть нечаянно пролитые лужицы воды.
Воспитатель. Да, вода мутная, но её можно очистить с помощью фильтровальных салфеток, которые лежат на подносах. Это самый простой способ очистки оды. Давайте проведем эксперимент.
Воспитатель показывает, как установить салфетку в воронку, затем вставить воронку в чистую банку.
Воспитатель. У всех все получилось правильно. Какие вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно, понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети. Вода стала чистой.
Воспитатель. Куда делась мука?
Дети. Вся мука осталась на фильтровальной салфетке.
Воспитатель. Мы провели с вами опыты. О каком свойстве воды вы сегодня узнали? Какую тайну воды открыли?
Воспитатель. Есть разнообразные фильтры для очистки воды. Один у нас есть в нашей лаборатории. Мы узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью фильтров, похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, других примесей. И только после этого вода попадает в водопровод. Все живое на земле, растения, животные и человек не может жить без воды.
Воспитатель: А теперь не много поиграем в игру «Какая бывает вода»
, Встаньте в круг, у меня в руках волшебная палочка. Палочка поможет нам вспомнить какая бывает вода, передавая ее друг другу. ( Варианты ответов: минеральная, речная, водопроводная, родниковая, безвкусная, без запаха, прозрачная).
Воспитатель. Вода – самое удивительное вещество на планете. Вспомним еще раз чудесные свойства воды.
Дети. Вода – жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Её можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель. Без воды мы ни как, вода наш помощник, воду надо беречь Вспомним стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Давайте его послушаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без ней нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!