Ольга Челядинова
ОД по познавательно-речевому развитию детей в старшей группе с использованием квест-технологий «К нам весна шагает»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить представления о сезонных изменениях в природе с наступлением весны.
- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие :
- Развивать речь детей, умение рассказывать по картинкам.
- Развивать словесно-логическое мышление.
Публикация «ОД по познавательно-речевому развитию детей в старшей группе с использованием квест-технологий „К нам весна шагает“» размещена в разделах
- Весенние квест-игры
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать смекалку, зрительную, слуховую память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками. Чтение стихотворений и рассказов о весне. Загадывание загадок. Рассматривание картинок, иллюстраций по теме.
Материал и оборудование: Картинки с изображением признаков весны. Фигуры-картинки, солнца, птиц, дерево с гнездом. Посылка, колокольчик, ткань голубого цвета, туннель, бревно, дорожка со следами, цветок, корзинка, мольберты. Запись звуков.
Ход образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один
Сможем ты и я!
- Ребята, сегодня нам почтальон принес посылку. Здесь написано: детям старшей группы «Аленький цветочек» детского сада №7. А вместо обратного адреса загадка. Послушайте и отгадайте.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам идет… (Весна).
- Кто нам прислал посылку? (Весна).
- А как вы думаете, что нам весна могла прислать? (Выслушать ответы детей).
- Давайте откроем и посмотрим. Открываю, там солнышко без лучиков. Проблемная ситуация
- Ребята, что это?
Ответы детей (Колобок, блинчик солнышко). Если все дети скажут колобок, то воспитатель достает письмо, если дети скажут солнышко, то спросить у детей, а что не хватает у солнышка? (Лучиков) (потом достаем письмо).
- А здесь еще письмо. Послушайте ребята, что нам пишут.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна-красна. Я очень хочу поскорее к вам прийти, но вот беда, солнышко потеряло лучики. Оно так старалось быстрее растопить снег, что уронило свои лучики на проталинки. И теперь светит и греет слабо. Если вы поможете солнышку найти лучики, то оно засияет ярко, ярко, и тогда я - Весна, приду к вам быстрее. А чтобы вы отыскали лучики, я отправляю вам загадку – подсказку где их искать.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки)
Проталинки приготовили для вас задания». Еще в посылке есть карта, которая поможет нам найти все проталинки и выполнить задания
Воспитатель:
- Ребята, вы хотите, чтобы весна быстрее пришла?
- А что для этого нам надо сделать? (Найти лучики солнца).
А солнышко будет нас ждать вот здесь (прикрепляем солнышко на доску).
Основная часть.
- А мы посмотрим, куда побежит ручей. Ребята, давайте все вместе скажем слова «Ручеек беги, беги, к проталинке нас приведи».
- Ребята пойдем вдоль ручья, не наступаем на ручеек, чтобы ноги не намочить, а перепрыгиваем. А вот и первая проталинка. (Около проталинки стоит мольберт, а на нём прикреплены картинки с (лицевой стороной вниз) с изображением признаков весны.
- Ребята, давайте посмотрим, что за задание нам приготовила проталинка. Переворачиваем картинку, дети рассказывают о признаках весны :
1. Снег. Снег стал темный, грязный, на солнце он тает.
2. Лужи. Весной появляются лужи. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки.
3. Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым.
4. Ручьи. Из-под осевшего снега текут струйки воды – ручейки.
5. Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели.
5. Цветы. Появляются первые весенние цветы подснежники.
6. Птицы. Перелетные птицы прилетают из теплых стран.
7. Животные просыпаются после зимней спячки, белка и заяц меняют шубы.
8. Весной в садах и огородах люди наводят порядок и вешают скворечники.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, о признаках весны рассказали. А это что на проталинке? (слегка виднеется лучик).
Воспитатель достает и спрашивает: - Ребята, догадались, что это? Это лучик солнца. Вот мы с вами и отыскали первый лучик.
-Двигаемся дальше. Интересно, куда нас приведет туннель. По туннелю проползем и проталинку найдем.
Ребята, а вот и вторая проталинка, под деревом. А на дереве что вы видите? (Гнездо). А в гнезде какая-то записка, это загадки для вас.
- Какие бывают птицы? (Задаём наводящие вопросы - Зимующие и перелетные).
Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (грач).
Правильно, ребята. (Прикрепляем к гнезду грача). Грач зимующая или перелетная птица?
На шесте - дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…. (Скворец)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её … (Кукушка)
Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка –(Ласточка)
Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый …». (Соловей)
- А вот и соловей. А что это у него в клюве? Лучик солнца! Спасибо, соловей, за лучик. Сколько лучиков нам принес соловей? Два. Да, на второй проталинке мы отыскали еще два лучика.
Прикрепляем соловья к дереву. Ребята, а соловей зимующая или перелетная птица?
- Ребята, мы загадки отгадали, лучики солнца отыскали.
Идем дальше по тропинке. По тропинке в лес пойдем и проталинку найдем. Вот и третья проталинка. А что это на проталинке? (цветок)
Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет» (предложить понюхать, глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться- несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!»)
- Какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, ландыш, тюльпаны, нарциссы и т. д.)
- Ой, посмотрите, а что под цветком стоит? (колокольчик)
А колокольчик что издает? (позвенеть). Звук. Правильно, ребята. Эта проталинка приготовила нам весенние звуки. Предлагаю вам присесть на стульчики.
-Давайте послушаем и попробуем угадать, какие звуки у весны. Дети слушают запись звуков (капель, пение птиц, журчание ручейка, весенний дождь).
Вот как много звуков у весны. И я предлагаю вам изобразить весеннюю капель.
Физкультминутка
Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и подпрыгивать.)
Сели на карниз. (Приседание)
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться (руки вперед, пальцами как бы разбрызгивают)
Все сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели. И…растаяли! (Сложить руки и присесть).
Воспитатель: - Ой, посмотрите, ребята, солнечные лучики затерялись в сугробе, но мы все весенние звуки отгадали и проталинка вернула нам лучики. Сколько лучиков? Три. Да, на третьей проталине мы нашли еще три лучика.
- Продолжаем наш путь через овраг мы пройдем по бревну.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за схема, как она называется?
(Демонстрируется схема (алгоритм) составления «синквейна»)
Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах, составить нерифмованное стихотворение по теме.
Воспитатель: Молодцы, верно.
- Давайте вспомним, как мы составляем синквейн.
Первая строчка это весна.
Вторая строчка – это слова, отвечающие на вопрос какая весна?
Третья строчка – слова, отвечающие на вопрос, что делает весна?
Четвёртая строчка – предложение о весне.
Пятая – любое слово на тему «весна»).
Весна.
Ранняя, теплая.
Пришла, разбудила, украсила.
Разбудила природу от глубокого сна.
Радость.
- Ребята, вот и прошли мы весь путь, выполнили все задания на каждой проталинке, нашли солнечные лучики.
-А кому мы их отдадим? Конечно, солнышку. Идемте скорее, солнышко нас ждет. Дети прикрепляют лучики к солнышку. Солнышко лучистое улыбнулось весело!
- Ребята, помогли мы солнышку?
- А почему мы нашли все лучики? (Потому что рассказали о признаках весны, отгадали загадки про птиц, знаем много перелетных птиц, узнали звуки весны, умеем составлять синквейн)
Рефлексия.
- Молодцы! Солнышко теперь светит ярко, греет сильно. Обрадуется весна? (Ответы детей) Да. И мы помогли сегодня Весне прийти быстрее :
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.