Кривошеина Ольга Васильевна
Квест-занятие по речевому развитию в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Здравствуй, Зимушка-зима«
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-занятие по речевому развитию в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Здравствуй, Зимушка-зима
Развивающее квест-занятие по речевому развитию в подгот-ной группе с использованием инновационной технологии по мнемотехнике
Тема: «Здравствуй, Зимушка- Зима»!
Цель: Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения. Образовательный задачи:
- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь по теме «Зима»;
Публикация «Квест-занятие по речевому развитию в подготовительной группе с использованием мнемотехники „Здравствуй, Зимушка-зима„» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние квест-игры
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии зимних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
- развивать умение детей составлять предложения по картинкам-признакам (мнемотаблицам).
- расширять представления детей о свойствах снега и льда.
Развивающие задачи:
Развивать воображение, память, логическое мышление, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, любознательности, сообразительности, усидчивости, аккуратности, умения внимательно слушать.
Формированию положительного эмоционального настроя, активности и заинтересованности воспитанников способствовали следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, инструкция); наглядные (рассматривание презентации о зиме, волшебные снежинки с маршрутом, предновогоднее обращение Деда Мороза, волшебный посох, конверт с письмом, серия картин о зиме, счётные палочки и палочки Кюизенера; практические (выкладывание снежинок из палочек, чтение следов животных на снегу, лепка снеговиков).
Форма проведения образовательной деятельности: квест-занятие.
Образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие
Оборудование и материалы:
Мультимедийные: проектор, магнитофон, видео-файл «красивая зима», конверт с письмом, поднос со льдом, салфетки бумажные и влажные по количеству детей, поднос, снежинка с загадками, цветные листы бумаги, пластиковые бутылочки с соломинками, мнемотаблицы с сюжетными картинками по теме «Зима», снежинки из бумаги 10*10 см по количеству детей, контуры следов животных, шаблоны снеговиов, ёлки.
Раздаточные материал:
Шаблон деталей снеговика, палочки Кюизенера, снежинки, 8 стаканов с водой, снег, лёд, счётные палочки.
Организация детей на образовательной деятельности: дети передвигаются по садику (спортивный зал, музыкальный зал, ИЗО, конструкторское бюро) в процессе образовательной деятельности.
I.Организационный момент (вхождение в тему занятия).
Дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей.
- Давайте с ними поздороваемся. Станем рядышком, по кругу,
Скажем : "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем гостям "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
(Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания).
Воспитатель: Ребята, я хочу вам кое-что показать. Посмотрите, пожалуйста.
На экране воспроизводится видео «красивая зима».
Дети рассаживаются на стульчики. Смотрят видео.
(За 30 сек до окончания видео воспитатель начинает читать стихотворение). Воспитатель: На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца горит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из- под черных кудрей…
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Видео останавливается. Проектор выключается.
II.Мотивация деятельности детей.
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? А как ласково называют люди зиму, чтобы она не сильно морозила? (Зимушка-матушка, зимушка-красавица, зимушка-кудесница.)
Сейчас мы попробуем сочинить стихотворение.
Я начну, а вы продолжите.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба все скользят пушинки —
Серебристые… (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью… (снеговою).
На поселки, на лужок
Все снижается… (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной).
Вот веселье для ребят —
Все сильнее … (снегопад).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом — снежная фигурка:
Это девочка … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой… (снегири!
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил… (снег).
От какого слова образовались эти слова?
А можно ли эти слова назвать родственными?
А ещё их называют однокоренными, потому что у них общий корень снег.
Сюрпризный момент: (влетает снежинка с письмом)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам кто-то письмо прислал?
«Дорогие ребята! Помогите! Дедушка Мороз потерял свой волшебный предмет: без него он не сможет совершать зимние чудеса и дарить подарки! Выручайте и отыщите волшебный предмет! Название этого предмета спрятала Баба Яга в мнемоквадратах о зиме. Вы должны собрать мнемоквадраты, правильно их расположить, составить рассказ о зиме и тогда на обратной стороне, вы прочитаете названия волшебного предмета. Укажит путь волшебная снежиках, все задания будут написаны на таких же снежинках, её сестрицах. Смелее в путь вперед идите, Дедушке Морозу помогите! Желаю удачи!» Снегурочка.
III. Целеполагание
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Дедушке Морозу, отыскать его волшебный предмет? Теперь необходимо найти в группе первый мнемоквадрат.
- Ребята, как вы думаете, а на чём же мы сегодня можем отправиться, чтобы помочь Дедушке Морозу? Ну, что же, встаём друг за другом, имитируем ходьбу на лыжах и отправляемся в путь.
-Молодцы!
IV. Актуализация ранее приобретенных знаний. Опытно - эсперементальная деятельность.
Физминутка «Игра в снежки»
Воспитатель: В первую дверь зашли и снежинку здесь нашли. Это снежная лаборатория. Зачитываю задание написанное на снежинке. Переходим к изучению снега и льда.
Опыт №1. «какой на ощупь».
- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Ответы:
Вос-ль: А снег? – ответы детей.
Опыт№2:Определение запаха. А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега.
Ответы детей:
Опыт №3. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет?
Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения).
Опыт №5. «Воздействие температуры».
Воспитатель: Из чего состоит снег и лёд?
Лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.
Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).
Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.
Опыт №6. Исследование чистоты снега.
Это снег я набрала на улице на нашем участке, давайте посмотрим какая она.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.
Вывод: нельзя есть снег
-Подведение итогов
Ответы: рыхлый, твердый, легкий тяжелый, белый, прозрачный.
-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
-А как вы думаете, что быстрее растает? (ответы детей)
-Снег тает быстрее, а лёд медленнее.
-Молодцы.
Дети вытирают руки салфеткой.
- Ребята, наши пальчики замерзли, давайте их согреем. Сделаем пальчиковую гимнастику. (В сухом бассейне играм в снежки). Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
А теперь мы кинем другу и пошёл наш ком по кругу.
-А теперь друг за другом встали и дальше на лыжах пошагали?
V. Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Работа с палочками кюизенера и счётными.
Гимнастика для глаз «Озорная снежинка».
Дыхательная гимнастика
VI. Художественное творчество
VI.Совместная деятельность детей и педагога по закреплению нового знания
Мимическая физминутка.
Посмотрите, какие красивые снежинки здесь. «Дом ее на белой туче, но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, шестигранная…» Сколько лучей у снежинки?
Мы попали в конструкторское бюро. И будем выкладывать из палочек снежинки. Садимся за столы по парам и приступаем к заданию.
-Воспитатель: Молодцы! Очень красивые и интересные получились снежинки. Гимнастика для глаз «Озорная снежинка»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли. ***(вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней
взгляд)
Снежинка вправо полетела,
Дети вправо посмотрели. ***(отводят снежинку вправо, следят взглядом)
Опять снежинка полетела,
Глазки влево посмотрели. *** (отводят снежинку влево, следят взглядом)
Ветер снежинку вверх поднимал
И на землю опускал. ***(следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)
Глазки закрываем *** (дети закрывают глаза)
Глазки открываем, и задания следующее выполняем. выполня
-Ребята, а когда с неба падают снежинки, дует ветер, то начинается? Вот и мы с вами, возьмём бумажные снежинки, положим на ладошки и подуем на них.
Выполняется стоя. Держа в руках снежинку, произвести вдох (через нос) и подуть на снежинку (выдох через рот). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые снежинки.
-А теперь друг за другом встали и дальше на лыжах пошагали? Зимние забавы детей.
Воспитатель: Что вы любите делать зимой? – Начнём со слова зимой… Вот и мы сегодня, будем лепить снеговика. (Составляем из деталей аппликацию снеговика) Снег в лицо летит колючий. Ветер воет, снег швыряет, по домам всех разгоняет. Стелет снежную постель и гудит-гудит…метель. У метели есть подруга, звать подружку эту…вьюга»
Упражнение «Вьюга».
(формирование направленной воздушной струи)
Воспитатель: - Хотите устроить вьюгу в стаканчиках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту в вертикальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.
Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.
Раздать детям пластиковые прозрачные емкости с крышкой, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».
Выполняется детьми 3-4 раза.?
–Друг за другом встали и дальше пошагали.
_Ребята, где мы с вами оказались?
На лесной опушке. (Чтение задания на снежинке) Посмотрите, а вот и первые следы. Как думаете, чьи они?
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
А вот еще чьи-то следы. На что они похожи?
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Интересно, чьи они. (ответы детей)
Посмотрите-ка, какая —
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса)
А здесь еще чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они?
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Волк.
Давайте продолжим наше путешествие. Очень интересные следы, похожи на след от копыта.
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомитесь это. (Лось)
Давайте продолжим наше путешествие. Вот опять следы, похожи на след от копыт.
Веток хруст в лесу,
То тут, то там.
Ищет жёлуди.
Кабан.
Воспитатель предлагает посмотреть на ёлочки и узнать какие птицы здесь сидят) – А как живётся птицам и животным зимой? -А как мы сможем им помочь? Сегодня на прогулке мы выйдем и повесим кормушку. Молодцы! Мимическое упражнение «Вот на улице мороз».
Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.) Друг за другом дружно встали и дальше пошагали?
-У нас остался последний мнемоквадрат с цифрой…шесть! Почему на этом мнеоквадрате нарисован Дедушка Мороз и Снегурочка! Нужно составить мнемоквадраты и составить рассказ о зиме. Наступила зима. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со Снегурочкой принесут нам на праздник подарки.
VII. Итог А сейчас мы перевернём и увидим,какой волшебный предмет потерял Дедушка Мороз. (Посох).(Включается видео запись Деда Мороза). Спасибо! Дорогие ребята! Вы вернули мне, мой волшебный посох, теперь я смогу всем ребятам приготовить подарки. С нетерпением жду встречи с Вами, думаю, что вы будете умными, послушными и добрыми. До скорых встреч! Ваш Дедушка Мороз.
-Ребята, мы справились со всеми заданиями. Теперь, к нам обязательно придет Дедушка Мороз и Снегурочка.
А что это за коробка?
(Там ёлка,но она не наряженная, рядом кружочки красного и синего цвета.) Если Вам понравилось наше путешествие прошу взять кружочки красного цвета, если не очень синего.) Что вам было трудно? Что самым лёгким? Молодцы! Вы очень хорошо работали?
VIII. Рефлексия. - А сейчас мы с вами, ребята, пойдём украшать группу к новому году, готовиться к празднику и получать подарки.