Пелина Валентина
ОД по обучению грамоте «Выявление уровня знаний детей и готовность к школе»
▼ Скачать +Заказ
Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе.
Задачи:
1. Закрепить знание букв русского алфавита.
2. Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове).
3. Продолжать формировать умение подбирать слова противоположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам.
Публикация «ОД по обучению грамоте „Выявление уровня знаний детей и готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Темочки
4. Продолжать совершенствовать умение определять количество слов в предложении, составлять самостоятельно предложения из 3 – 4 слов.
5. Упражнять детей в словообразовании.
6. Активизировать мыслительную деятельность. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений.
7. Сформировать умения вычленять части из целого и составлять целое из частей
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами научились: правильно произносить звуки, различать их, и сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебный Звукоград – город звуков. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие?
Я приготовила слово, но оно рассыпалось, чтобы его собрать, нужно расставить цифры по порядку от 1 до 7 (дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку, получилось слово - РОМАШКА.
Прежде чем отправиться, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику «Часы».
Достаю ромашку. На лепестках написано задание.
Задание № 1 (буквы под стульчиком у каждого)
Буквы вышли из своих домиков и заблудились. Поможем им попасть в свои домики? (дети помещают буквы возле красного и синего домика). Проверим, правильно ли выполнено задание.
Назовите согласные звуки. Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Они живут в синем домике.)
Назовите гласные звуки. Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть. Они живут в красном домике.)
Чистоговорки с гласными звуками (с опорой на картинки) :
А – а – а ананас, ананас, шишка выросла у нас. У – у – у – утка плавает в пруду. Э – э – э – Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо.
Задание N 2 Игра «Противоположные слова»
Воспитатель называет слово. Дети должны сказать противоположное слово (Зима – лето, день – ночь, девочка – мальчик). Подберем определения к словам. Какое лето, какая зима. (теплая, холодная, светлый, темная, веселый, грустная).
Задание № 3. «Деформированные слова».
НКИО - кино, кони. АИЛС - лиса, сила. ОКТ - кот, ток. ОНС - нос, сон.
Задание № 4. Игра «Придумай слово»
Вам показаны только первые слоги слова, с помощью этих слогов надо придумать слова. Не спешим перед ответом. С места не кричим. ма– ли–ры– зи– ва–– си–
Задание № 5. Светофор.
Нам предстоит определить место звука в словах (с предметными картинками, сигнал загорается по определению позиции звука в слове). Если звук находится в начале слова, то загорается красный свет, если в середине – то желтый, если в конце – зеленый. Определяем положение звука [к] в словах: ТРАКТОР, КУКЛА, ЛУК, ЧЕСНОК. Определим положение звука [с] КАПУСТА, КАКТУС, САНКИ.
Физкультминутка
Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.)
Задание № 7. Упражнение «Сосчитай слова в предложении»
Составьте предложение со словом ВЕСНА. Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Назовите второе слово в предложении. Какое следующее слово?
Задание № 8. Игра «Раздели слова на слоги»
Измерить длиннющее слово – Да это проще простого!
Сколько слогов в нём надо узнать Хлопать в ладоши пора начинать!
Вот, например – слово – мяч. Сколько слогов в этом слове? Давайте похлопаем вместе. А если его назвать ласково «мя –чик». (дети произносят слова и хлопают в ладоши). Слова: шко-ла, иг–ра, ма–лыш, ко–ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом.
Задание № 9. Игра «Дом».
Посмотрите все сюда, вот красивые дома. Вот дом (предъявляется картинка). В этом доме живу я. Значит, это чей дом?
- Это Мой дом.
- В этом домике живёшь ты. Чей это дом?
- Это мой дом.
- Вот еще дом. В нем живет он. Значит, это чей дом?
- Это его дом.
- В этом доме живет она. Чей это дом? - Это её дом.
- А в этом домике мы все будем жить. Чей это будет дом?
- Это наш дом.
- И еще один домик. В нем живут они. Чей это дом?
- Это их дом.
Задание № 10. Игра «Один – пять»
Один мак – пять маков Один кот – пять котов
Один дуб – пять дубов Один стул – пять стульев
Один дом – пять домов Один кит – пять китов
Задание № 11. Работа в тетради.
Определить какими буквами отличаются слова. Подчеркните эти буквы.
Итог занятия. Понравилось вам наше путешествие? Вы сегодня просто молодцы: помогли буквам найти их домики, расколдовали слова, определили количество слогов в словах и количество слов в предложениях. Всем спасибо.
Тема: «Что мы знаем и умеем».
Цель. Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении звукового анализа. Закреплять умение работать в прописях. Развивать логическое мышление, связную речь, делить слова на слоги, развивать мелкую моторику пальцев рук, умение читать слова.
Методы и приемы. Артикуляционная гимнастика, художественное слово: загадки, составление предложений по картинке, звукового анализ слов, работа в прописях, дидактические игры «Хитрые загадки», «Родственники», использование демонстрационных картин, карточек, прописей.
Материалы и оборудование. Демонстрационные картины: «Весна», «Курица», «Утка»; прописи, простые карандаши.
Ход занятия.
Сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся на казахском языке. Воспитатель: «Ребята, сегодня на занятии мы будем составлять предложения по картинке, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова. Работать в прописях и играть в словесные игры. То есть будем делать все то, что мы знаем и умеем.
Сегодня в почтовом ящике детского сада я обнаружила письмо от Королевы Страны Златоустии. Страна красивой и правильной речи. Ведь недаром в давние времена человека, который говорил грамотно и красиво, называли “человек – золотые уста”. Королева объявляет конкурс на самого способного ребенка. Но чтобы победить нужно выполнить все задания. Вы готовы участвовать в конкурсе? Для того, чтобы начать работать, мы выполним гимнастику для язычка».
Артикуляционная гимнастика.
«В дудку дуем ду-ду-ду,
Язычок согнем в дугу,
Язычок залез за щечки
И вернулся к прежней точке.
Покусаем язычок,
Тут же сделаем щелчок.
Наш веселый язычок
Сделал все движения
И теперь готовы мы
Двинуться в сражение».
1. Загадка.
«Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле. На реку
И по снежку, и по цветку» (Весна).
После того как дети отгадали загадку, выставляю перед ними демонстрационную картину «Весна».
- Какое время года изображено на картине?
-Составьте по картине предложения (На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске).
- Составьте по заданной схеме предложения.
Физминутка.
2. Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, что такое звук? Какие бывают звуки? А что такое буква? Определить место звука в слове. «р» река, мороз, двор, карась, рука, рак, узор, мусор, комар, тарелка.
3. Воспитатель: «А ещё Королева прислала к нам двух подружек. А кто эти подружки вы узнаете, прочитав слоги.
А они к нам пришли не просто так, а с заданием, сможете ли вы разрешить их спор – чье название длиннее. Ребята, как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).
Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.
4. Звуковой анализ слова «утка».
Воспитатель: «Чтобы утка не огорчалась, что спор решился не в ее пользу, сделаем звуковой анализ слова «утка».
Физминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Раз-туда, два-сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-встали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
5. Словесная игра «Хитрые загадки».
А) В чаще голову задрав,
Воет с голоду (жираф) волк.
Б) Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый (волк) медведь.
В) Дочерей и сыновей
Учит хрюкать (соловей) свинья.
Г) Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая (лисица) белка.
Д) Быстрее всех от страха
Несется (черепаха) заяц.
Ж) В теплой лужице своей
Громко квакал (Бармалей) лягушонок.
З) С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает (корова) обезьяна.
6. Дидактическая игра «Родственники».
Воспитатель: «Могут ли быть родственниками ежа елка, медведь, енот, клубок? Объясните, что между ними общего?
1. Елка такая же колючая, как и еж.
2. Медведь тоже спит зимой, как и еж.
3. Енот живет в норе, как и еж.
4. Еж сворачивается и похож на клубок.
Пальчиковая гимнастика.
7. Письменная работа на листках. Прочитать и написать слоги.
Итог занятия. Все задания выполнили. Как вы думаете мы справились с заданиями Королевы? А что мы сегодня делали?