Маргарита Нечитайленко
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Потерялся портфель»
▼ Скачать + Заказать документы
Потерялся портфель
Программное содержание:
- Продолжать формирование умений выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.
- Совершенствовать знания о составе числа 5 из двух меньших чисел.
- продолжить формировать навыки ориентировки на листе бумаги.
- Систематизировать и расширять знания детей о школе.
- Воспитывать уважительное отношение к школе.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома и беседы на тему «Школьная жизнь».
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Потерялся портфель“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.
- Подготовка раздаточного и демонстрационного материала.
Оборудование:
- Портфель со школьными принадлежностями.
- Тетради с индивидуальным заданием.
- Простые карандаши, резинки.
-Карточки с изображением стручков гороха, карандашей, цифры.
Методические приё мы:
- Словесные: беседа, уточнения, напоминания, вопросы.
- Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей, сравнение с образцом.
- Игровые: создание игровой ситуации.
- Практические: графический диктант; графическое изображение способов вычитания и сложения на доске, физическая минутка.
Ход ООД:
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы в школе покажем нашим будущим учителям, чему научились в детском саду. Давайте мы поприветствуем учителей и назовем свои имена.
Воспитатель: - Дети, совсем скоро вы станете школьниками. Вы ждете этого с нетерпением, а в школе вы, наверное, вспомните детский сад и захотите туда вернуться.
Кто знает, чем детский сад отличается от школы? Давайте закончим фразы:
- В детском саду оценок не ставят, а в школе…
- В детском саду дети спят, а в школе…
- В детском саду к деятельности приглашает воспитатель, а?
Воспитатель: - Молодцы, ребята, я и не думала, что вы так много знаете о школе.
А кто это стучится в нашу дверь? Это неотъемлемый атрибут каждого школьника, а кто он – вы узнаете, если сможете отгадать загадку. Итак, слушайте:
Он вместительный такой, в нем лежит пенал большой.
Книги и тетрадки здесь всегда в порядке. Ответы детей.
Воспитатель: - Да, ребята, - это школьный портфель. Вот он! Ой, ребята, но он почему-то грустный. Как вы думаете, почему портфель грустит?
Воспитатель: Всё понятно… с портфелем произошла беда – он не может найти своего хозяина. Он потерялся в этой школе. Он просит найти какой-то ключик, чтобы узнать, кому он принадлежит. Ребята, давайте поможем портфелю выполнить задания и отыскать хозяина!
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте покажем ему, как быстро умеем отвечать на вопросы
Игровое упражнение №1 с мячом «Поймай и ответ дай»
Воспитатель: - встаем все в круг, ушки ставим на макушке, слушаем внимательно, отвечаем на вопросы быстро, обязательно.
Сколько хвостов у пяти слонов?
Если гусь на одной ноге весит три килограмма, а сколько весит гусь на 2 ногах?
Если дорога шире тротуара, то тротуар…
Если береза выше рябины, то рябина…
Сколько углов у круга?
Какая фигура живет в крыше дома?
Одно яйцо варится 7 минут, сколько будут вариться 4 яйца?
Воспитатель: - Молодцы, ребята.
Садитесь за парты, сегодня вы попробуете себя в роли настоящих учеников.
Воспитатель: - Уважаемый портфель, позвольте посмотреть, что у Вас внутри? (Воспитатель открывает портфель.)
Игровое упражнение №2
(Воспитатель достаёт из портфеля предметные карточки, карточки с цифрами и математическими знаками.)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего в портфеле лежат эти картинки? Что можно сделать с их помощью? Послушайте, о чем идет речь:
Чтоб любопытство утолить, надо нам ее решить,
Если ты ел кашу и пил ягодный морс, в ней найдешь условие и ответишь на вопрос.
Ответы детей: задача.
Воспитатель: - Верно, мы можем составлять и решать задачи. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? Ответы детей: условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: посмотрите на картинки на доске и послушайте внимательно.
Вечером Катя собирала портфель в школу. В пенал положила 5 цветных карандашей, потом еще добавила два карандаша. Сколько всего карандашей лежало в пенале?
Назовите условие задачи. Ответы детей.
Воспитатель: Назовите вопрос. Ответы детей.
Воспитатель: а теперь попробуем решить задачу. Ответы детей.
Воспитатель: давайте рассмотрим, как вы решали задачу; какой математический знак + или – использовали при решении. Ответы детей.
Воспитатель: какой получился ответ. Ответы детей.
Воспитатель: Как можно изменить условие задачи, чтобы при её решении использовать действие вычитание? (Дети используют цифры и математические знаки.) Ответы детей
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с решением задач и сами смогли составить свои задачи. Давайте графически изобразим решение, один выполняет у доски. (Дарина Л. рисует два круга и показывает, как графически показать действие сложения и вычитания)
В школе, как и в детском саду, есть время для обеда, но мы подальше уберем бутерброды, нас ждет полезная пища. Посмотрите, какие выросли стручки гороха. А сколько в каждой из них горошин, мы сейчас узнаем.
Игровое упражнение №3 Подвижная игра «Сосчитай горошины»
На полу разложены цифры 1-10, с другой стороны лежат «стручки гороха» с различным количеством горошин, по окончанию музыки дети встают рядом с цифрами, изображающими количество горошин у них в руках.
Игра повторяется 2 раза
Игровое упражнение №4 (воспитатель достаёт из портфеля конверт с геометрическими фигурами).
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам показать уважаемому портфелю, что мы в детском саду уже многому научились. - Ребята, в портфеле я нашла какой – то конверт. В нем лежат различные геометрические фигуры, а какие именно, –вы сможете узнать, отгадав загадки:
Вот первая загадка -
Он похож на крышу дома,-
Всем она давно знакома, -
Три угла, им вместе вольно! -
Это славный… - Ответы детей: треугольник. (Рисуют в воздухе)
Воспитатель: вторая загадка –
Это форма солнца в небе, или полная луна
Колесо велосипеда или глазки у слона.
Много есть вещей вокруг
С формой, что зовется … Ответы детей: круг. (Рисуют в воздухе)
Воспитатель: какие вы молодцы, попробуйте отгадать третью загадку –
Если мы движеньем рук
Вниз и вверх растянем круг,
чтобы, как яйцо он стал,
То получится…. Ответы детей: овал. (Рисуют в воздухе)
Воспитатель: вот следующая загадка -
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны,
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. Ответы детей: квадрат.
Воспитатель: - Вы правильно отгадали все загадки, на ваших столах есть конверты с геометрическими фигурами. Я буду вам диктовать, а вы – раскладывать фигуры так, как я скажу:
В верхний правый угол – 5 треугольников;
В верхний левый угол – 4 квадрата;
В нижний правый угол – 2 овала;
В нижний левый угол – 3 круга;
В середину листа – 1 многоугольник. (Дети под диктовку раскладывают на листах бумаги геометрические фигуры)
Воспитатель: - А теперь я снова прочитаю задание, а вы сверьтесь с образцом. (Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга.) образец на доске. Воспитатель: - Молодцы, задание выполнено верно, и наш гость улыбается – он рад за вас!
Физкульминутка:
По музыку
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать,
Так осанку мы исправим 1-2-3-4-5!
Чтобы лучше нам размяться, надо ниже наклоняться,
Наклоняемся вперед, а потом наоборот.
Вот еще одно заданье - начинаем приседанье! Не ленитесь приседать 1-2_3_4_5
Мы 7 раз в ладоши хлопнем, 8 раз ногами топнем.
Мы попрыгаем немного, и пройдемся по дороге
За столы садимся дружно, Нам теперь работать нужно
Игровое упражнение №5 «Учебник»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что ещё есть в портфеле (учебник) – в любом портфеле обязательно есть книги, школьники по ним учатся.
Воспитатель: Для вас в этой книге - интересное задание, а портфель мне тихонько сказал, что он хочет проверить ваше внимание. Итак, внимание!
У бабушки Даши внучка Маша
Кот Петушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
Воспитатель: - Кто думает по - другому? Почему только одна внучка?
Ответы детей.
Воспитатель: В вазе лежал 1 пирожок. К вечеру его не стало. Кто взял пирожок, если в комнате были: кошка, рыбки в аквариуме, мальчик и моль? (мальчик.)
Воспитатель:- Почему вы решили, что пирожок съел мальчик? Ответы детей.
Воспитатель:- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. Посмотрите на нашего гостя, как он рад тому, что вы уже так много знаете и умеете.
Задание в тетрадях Графический диктант «Ключ» Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку о том, что еще находится в портфеле :
Я - то в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать…
Что такое я? Ответы детей: тетрадь
Воспитатель: - Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку.
Воспитатель: Откройте тетради, сейчас у нас очень серьезное задание. Нам необходим ключ, чтобы открыть главный отдел в портфеле, достать дневник и узнать, кто же потерял портфель. Чтобы выполнить задание аккуратно, нужно сидеть правильно и не забывать следить за своей осанкой.
Воспитатель: - Уважаемый портфель, Вам понравилась наша работа? (Портфель «отвечает на ухо» воспитателю.)
Воспитатель: - Ребята, портфель говорит, что ему очень понравилось, как вы выполняли задания, и вы ему тоже очень понравились, настоящие школьники.
Воспитатель: - Посмотрите, какое изображение должно было у вас получиться (дети сравнивают свою работу с образцом, выставленным на доске). У кого получилось такое же изображение, поднимите руку. Я Открываем…. Так это же портфель Ивановой Кати. Она оставила его в коридоре, а портфель, услышав ваши громкие голоса, пришел сюда в поисках своей хозяйки. Давайте попросим учителей школы передать портфель этой девочке.
Ребята, портфель прощается с нами и надеется, что вы будете очень внимательными, собранными школьниками и никогда не будете терять свои принадлежности, а ещё он желает вам учиться на 5. Давайте попрощаемся с ним и с нашими гостями.
Звенит звонок (в записи)
(Дети прощаются с гостями и уходят под мелодию песни «Учат в школе».)
Список Литературы:
1. Водопьянов,Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3
2. Помораева, И. А., Позина, В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» : Мозаика Синтез; М. :; 2014 г., ISBN 978 5 86775 539 3
3. https://s017.radikal.ru/i439/1506/db/6e9776862df2.jpg