Любовь Шарыпова
Открытое музыкальное тематическое интегрированное занятие «Осенние загадки из шляпки» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ «Центр развития ребенка – Нюксенский детский сад».
Открытое музыкальное тематическое интегрированное занятие
«Осенние загадки из шляпки»
для детей старшей группы
(в рамках коллективных просмотров)
Выполнила: Л. А. Шарыпова,
музыкальный руководитель
Нюксеница, 2018
Вид занятия : тематическое интегрированное.
Тип занятия : фронтальное.
Темочки:
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осенняя шляпа. Конкурсы, парады, дефиле
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Участники: дети 5-6- лет.
Время и место проведения: 22.11.2018 года, 10ч. 00 мин., музыкальный зал.
Продолжительность: 25 минут.
Оборудование: разноцветные ленты, бутафорские кленовые листья, карточки с ритмическими формулами, детские шумовые музыкальные инструменты, фото – презентация, султанчики и «звездочки» для подтанцовки к песне, 3 стульчика детских с инструментами, магнитная доска, листочки с конфетками, шляпка Царицы – Осени, загадки на кленовых листиках, аудио – записи музыкальных произведений.
ОО: «Художественно – эстетическое развитие», раздел «Музыка».
Программное содержание:
- развивать навыки вокальной импровизации;
- формировать умение выделять выразительные средства музыки;
- способствовать развитию навыков пения с танцевальным сопровождением;
- учить передавать эмоционально - образное содержание танца с предметами посредством движения;
- продолжать закреплять знания о музыкальных инструментах, их отличительных признаках;
- развивать чувство ритма и элементарных навыков музицирования;
- развивать внимание, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость, желание активно и самостоятельно действовать.
Интеграция : ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»
Задачи в интегративных образовательных областях:
- «Речевое развитие» : активизировать словарный запас, поощрять попытки высказывания своего мнения, способствовать обогащению речи детей прилагательными.
- «Познавательное развитие» : закреплять представления о сезонных изменениях в природе, использовать в процессе ознакомления с осенью произведения художественной литературы, музыки; обобщить знания об осенних календарных праздниках.
Использованные методы и приемы:
- игровой метод;
- деятельностный подход;
- словесный метод;
- наглядный;
- использование ИКТ.
Ход НОД:
Под музыку «Осень» А. Вивальди дети входят в зал, встают по кругу.
Муз. рук. (поет приветственную попевку) : Здравствуйте, ребята!
Дети (поют в ответ) : Здравствуйте!
Муз. рук. : Ребята, у нас гости – воспитатели из другого детского сада. Давайте и с ними по – музыкальному поздороваемся.
Муз. рук. : (обращает внимание на шляпу, лежащую на пианино) : - Ой, что это за предмет такой? И кто бы мог его здесь забыть?
Дети: Это шляпка Осени!
Муз. рук. : Похоже. Она, наверное, забыла ее здесь, когда приходила с нами попрощаться, ведь ей пришла пора уходить и уступить место Зиме. Но не застала нас. Ребята, а, может, Осень оставила здесь свою шляпу не случайно? Если это так, то зачем она это сделала, как вы думаете?
Дети: Осень хотела, чтобы мы с ней поиграли и не забывали ее.
Муз. рук. : Согласна. Только не пойму, как с этой шляпой играть? Может, мне ее надеть? (подносит шляпу к голове) Что я слышу? В шляпе звучат красивые мелодии! Вот, слушайте! (импровизирует на слоги «на, парам - пам, ля»). А вы хотите их послушать?
Дети: Да!
Муз. рук: Только послушаем по очереди. А кто первый будет слушать – определит считалка. Пока её проговариваем, будем передавать шляпу из рук в руки, а на ком считалка кончится, тот и будет слушать. А потом и нам споет.
Под речевку «Шляпу Осени держу, песню Осени спою» дети передают шляпу. По окончании слов тот, у кого шляпа, прикладывает ее к уху и на предложенный педагогом слог поет вокальную импровизацию.
Музю рук. : Как вы думаете, чьи любимые мелодии напевала шляпа?
Дети: Осени!
Муз. рук. : А, может, мы для Осени свои мелодии сочиним? И в шляпу сложим – будет ей сюрприз! Кто хочет спеть?
Дети исполняют вокальную импровизацию на слоги: «ма», «лё», «на».
Муз. рук. : Вы молодцы, вон какие красивые мелодии сочинили! Они обязательно понравятся Осени! Садитесь, пожалуйста.
Дети садятся.
Воспитатель кладет незаметно в шляпу листочки с загадками.
Муз. рук. : Смотрите, в шляпе появились листочки, да непростые, а с загадками. Тут еще и записка:
«Я – Осень расписная. Вам шляпку оставляю!
А в волшебной шляпке – осенние загадки!
Отгадаете загадки – ждут вас Осени подарки!»
Ай – да Осень, решила с нами поиграть напоследок! Мы верно угадали, что шляпа лежит здесь неспроста. Будем загадки отгадывать? Вот первая загадка :
«Дети, скажите, пожалуйста, музыка, которая сейчас прозвучит, может быть мелодией Осени?».
Давайте послушаем.
Звучит «Вальс» Е. Дога в исполнении аккордеона.
Муз. рук. : Как вы думаете, это - музыка Осени?
Дети: Да.
Муз. рук. : А почему вы так решили?
Дети: Мелодия грустная, тоскливая, печальная.
Слайд 1. Репродукция картины Дмитрия Лёвина «Первый снег».
Муз. рук: Да. Вот какую картину природы представил и нарисовал художник Дмитрий Лёвин, когда слушал эту музыку. Опишите ее.
Дети: Пасмурно, хмуро, холодно, кругом слякоть, листья уже облетели.
Муз. рук. : И в музыке, и в картине приметы какой Осени отражены?
Дети: Поздней.
Муз. рук. : Да. А кто может назвать музыкальный инструмент, который исполнял этот вальс?
Дети: Баян, гармонь, аккордеон…
Муз. рук. : Чтобы ответить точно, давайте в шляпу заглянем, может, Осень нам подскажет правильный ответ? Да, есть подсказка:
Достает из шляпы еще один листочек с подсказкой:
«Он с гармошкой породнился, с пианино подружился,
Он и на баян похож, как его ты назовешь?»
Дети: Аккордеон!
Муз. рук. : Верно.
Слайд 2. «Набор музыкальных инструментов».
Муз. рук. : Посмотрите на картинку, на ней есть аккордеон?
Дети: Нет!
Слайд 3: «Изображение аккордеона»
Муз. рук. : А на этой картинке есть?
Дети: Да!
Муз. рук. : А какой еще музыкальный инструмент может сыграть музыку поздней осени?
Дети: Гитара, баян, скрипка.
Муз. рук. : И не только эти. Есть еще много таких инструментов, с ними мы будем знакомиться в течение года.
Ребята, Осень не всегда печальная, тоскливая, скучная. Она бывает и веселой, праздничной! А чтобы вспомнить, какие праздники дарит нам Осень, отгадайте загадки :
«В сентябре звонок веселый первоклашек зовет в школу!»
Что это за праздник?
Дети: «День знаний - 1 сентября».
Муз. рук. : А чтобы угадать еще один осенний праздник, послушайте стих Ани.
Аня: «На свете добрых слов живет немало, но всех красивей и родней одно – Из двух слогов простое слово «мама», и нету слов дороже, чем оно».
Дети: Этот праздник – «День Матери».
Слайд 4: репродукции картины «Мама с младенцем» (фоновая).
Муз. рук. : Это праздник любви и уважения к маме, праздник самых добрых дел и приятных сюрпризов для мамы! Мы тоже готовим подарок для мамы – красивую и нежную песню.
Дети поют песню «Ты звездочка моя». Муз. и сл. Старченко (с подтанцовкой).
Муз. рук. : А каким еще музыкальным сюрпризом можно порадовать маму?
Дети: Танцем!
Муз. рук. : Давайте покажем нашим гостям танец, который мы готовим для мам.
Дети танцуют под песню «Мама, мне на тебя не наглядеться» из репертуара Даяны Кирилловой. После танца садятся на места.
Муз. рук. : Молодцы. Очень выразительно спели и станцевали: нежно и красиво! Мам ваши музыкальные подарки непременно порадуют!
Вот какая Осень – настоящая артистка, легко меняет свое настроение: в сентябре она какая? А в октябре? А в ноябре какое у нее настроение? А мы с вами так можем?
Муз. рук. : Давайте попробуем: поиграем в речевую игру «Дождик», прочитаем потешку с настроением, какое изображено на этой картинке (показываю картинки с разными эмоциями).
Проводится речевая игра «Дождик» :
- Дождик, дождик, не дожди дождик, дождик, погоди,
Дай дойти до дому дедушке седому!».
Дети проговаривают каждый раз текст, меняя эмоции.
Муз. рук. : Артисты вы, как и Осень, замечательные! Нас ждет следующая загадка :
«Если поиграть хотите – ритм в игре вы измените!».
Хотите поиграть? Будем играть в нашу любимую игру «Чей кружок быстрее соберется?». Только надо сначала ритм в ней поменять. Кто может напомнить, какой был ритм? Давайте его простучим. А кто сможет выбрать карточку с новым ритмом?
Выбранный ребенок достает карточку с другим ритмом. Дети его стучат. Затем играют в игру «Чей кружок быстрее соберется» (с музыкальными инструментами). После игры дети садятся.
Воспитатель незаметно кладет в шляпу конфеты.
Муз. рук. : Какие вы молодцы. Осень, когда узнает, что вы все загадки отгадали, будет очень довольна. А вы довольны своей работой? Вам понравилось играть со шляпкой? Какую загадку вам больше всего понравилось отгадывать? А есть такие, кто затруднялся отгадывать загадки? А вы, уважаемые гости, затруднялись в отгадывании загадок? А что вам больше всего запомнится от встречи с нами?
Дети и воспитатели отвечают.
Муз. рук. : Посмотрите, в шляпке – обещанные подарки! Это «сладкие» листочки на память. Осень просит нас :
«Сладкими листочками друг друга угощайте
Да меня, Царицу – Осень, чаще вспоминайте!».
Ребята, я догадалась, зачем Осень нам свою шляпу подарила! А вы догадались?
Дети: Чтоб мы не забывали красавицу – Осень.
Муз. рук. : Шляпку вы в группу возьмите, друзей угостите! Будете со шляпой все вместе играть да Осень вспоминать! Хорошо? (отдает шляпу воспитателю).
На этом наше занятие окончено. Пришло время попрощаться, как всегда, по – музыкальному.
Дети поют попевку «До свидания!» и под музыку «Осень» А. Вивальди покидают зал.