МААМ-картинки

ООД интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «История игрушек» для детей с ОВЗ (старшая группа)

Марина Шубина
ООД интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «История игрушек» для детей с ОВЗ (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

ООД интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию

«История игрушек»

Составила: воспитатель

Шубина Марина Владимировна

Место проведения:

МБДОУ №45

Химки 2017

Цель: познакомить детей с историей кукол, расширять знания детей об истории нашей Родины

Задачи:

- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).

Публикация «ООД интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию „История игрушек“ для детей с ОВЗ (старшая группа)» размещена в разделах

- Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы.

- Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.

- Познакомить с новыми словами и их значением: «кукла-оберег», «кукла-закрутка», «обрядовые», «безликая».

- Развивать внимание.

- Развивать творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

- Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

- Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

- Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

- Воспитывать терпеливость, усидчивость.

Материал: тряпичные, соломенные, урожайные; современные куклы;

Техническое оснащение: ммоборудование; презентация; аудиозаписи народных песен

Ход занятия:Как широки просторы России!

Ребёнок: Как величавы просторы России,

Озёра синие, луга,

Тайги зелёные массивы,

И Волга-матушка река.

(Звучит русская народная песня «Гляжу в озёра синие.»)

Слайд 1. Посмотрите, какое раздолье. Так и хочется пробежать по зеленой траве, коснуться руками голубого неба. Ребята, а вы бывали когда-нибудь в русской избе?

Мне очень хочется перенестись в прошлое, увидеть, как раньше жили люди. Вы не хотите отправиться со мной? Тогда в путь.

(Показ иллюстрации в книге)Посмотрите, мы и правда очутились в прошлом. Изба настоящая и встречают нас хозяин с хозяюшкой (куклы)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяин: Милости просим к нам!

Хозяйка: Всё готово к приходу гостей.

Наша хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают,

А голова хорошо думает.

Хозяин, а что это за штука у тебя в углу?

Хозяин: Да это сундук. В старину в нем хранились разные вещи.

А давайте посмотрим, что в нем?

Хозяин с хозяйкой: Чувствуйте себя как дома, а мы по хозяйству пока пойдём.

Ребята, угадайте что же я там увидела:Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет?

Спать уложишь, будет спать

День и два, и даже пять.

Да, это кукла. А как вы думаете, для чего нужны куклы? Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? А из какого материала она сделана?

В сундуке-то еще куклы есть. Есть у вас такие куклы? А из какого материала они сделаны? Чем же они похожи и чем отличаются друг от друга? Что у них общего?

Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных есть лицо, а у тряпичных и соломенных нет лица, они безликие,сделаны из тряпок и соломы. Но есть у них и общее, все куклы создавались для игры, чтобы ими играли. Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась игровая кукла. Перед вами на столе игрушки самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготовляли игрушки из подручного материала. Подручный – это значит материал, который всегда под рукой. Куклы всегда делали из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала. В давние времена куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы-обереги.

Спасибо, хозяин да хозяюшка за приветствие ваше, гостеприимство.

Хозяин и Хозяйка: Скатертью дорога!

Давайте присядем и посмотрим на экран.

Показ слайдов.

Слайд 1. Обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев. Самая первая кукла называлась «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой. Первую куклу называли еще

Слайд 2 «Куватка». Куватки и защищали новорожденных и служили им первыми игрушками.

Слайд 3. А это «Утешница». Она была самым сильным и верным средством от детских слез. Когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали. И сразу он забывал про слезы и капризы. Кукла была хорошо наряжена: с сережками и украшениями из конфет. Родители угощали ребенка конфетами и, когда он успокаивался, Утешительницу незаметно прятали на прежнее место и опять украшали конфетами до следующего раза.

Слайд 4. В подарок на именины делали куклу «Ангелочек»

Слайд 5. На свадьбу делали жениха и невесту, а называли свадебные куклы

«Неразлучники».

Слайд 6. Во время сенокоса делали куклу, изображающую женщину, называлась она «Покосница».

Слайд 7. На праздник Ивана-Купала делали куклу «Купавка». Ее опускали в воду и тесемки, привязанные к ее рукам, по людским поверьям, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

А вспомните чучело Масленицы, наряженное в женские одежды. На каждый праздник изготовлялась своя кукла.

Еще были игровые куклы. Как вы думаете, для чего они? Конечно, чтобы использовать для игры.

А вот других кукол называют куклы-обереги. Как вы думаете, почему? Куклы-обереги оберегали человека от несчастья.

Слайд 8. Вот кукла «Кузьма и Демьян» - покровители семейного очага и ремесел.

Еще есть кукла- оберег «День и Ночь». Они оберегают дом – жилище. Куклу – оберег наряжали, но никогда не рисовали ей лицо. По народным поверьям

Кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить. Как вы думаете, как называлась такая кукла без лица? Таких кукол называли «безликая».

Слайд 9. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ней изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико, и это уже были мальчики и девочки.

(просмотр заканчивается)

Вот так незаметно пролетело время, и из избы перекочевали мы в квартиры. Но историю свою забывать нельзя.

София прочитает стихотворение «Тряпичная кукла».

Свернута из тряпки кукла у Любаши.

Руки словно лапки, не отыщешь краше.

Глазки – пара точек, а лицо – комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд ее уныл.

Кто-то вместо носа, пуговку пришил.

Но Любаша любит и голубит

И целует в щечку маленькую дочку.

Воспитатель: давайте поиграем с куклами. (под тихую музыку дети передают куклу друг другу, под веселую музыку танцую русский народный танец) Вот видите, как интересно можно поиграть с нашими куклами.

Как и в давние времена, так и сейчас есть мастера, которые возрождают это мастерство. Сейчас мы с таким мастером познакомимся, просмотрев видеозапись.

Просмотр ролика «Тайны птицы Сирин»

(https://vk.com/video244073612_169502463)

Какие только чудеса не творят люди мастеровые! Я тоже предлагаю вам стать мастерами и мастерицами, сделать в подарок мамам куклу помощницу- Десятиручку. Но это будет вечером.

Что было интересного? Мы с вами узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудиться, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю душу, старания и умения.

Продолжение в свободной деятельности подгруппами:

Я предлагаю вам стать тряпичных дел мастерами. Сейчас мы изготовим куклу- помощницу для мам-Десятиручку. Для этого сначала мы берем большой кусок ткани, скручиваем, получается столбик, который сворачиваем пополам. Находим, где будет шея и на этом месте, завязываем нитку, это голова. Дальше начинается тело. Берём наши заранее наплетённые косички- это наши руки, накладываем их между сторонами тела. Затем завязываем ниткой под руками, на этом месте получается талия. Обязательно надо обмотать тело куклы по диагоналям по 3-4 раза в каждую сторону. Вот кукла готова.

Молодцы! У вас получились очень красивые куклы, дома вы можете их нарядить.

о каких куклах вы сегодня узнали? Какую куклу мастерили сами?

Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудится, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.

Между прочим… Кукла Десятиручка

Десятиручка своим видом оправдывает своё название. Кукла десятиручка - это женская фигурка с длинной косой и десятью руками. В основном такую куклу делают из мочала (лыкового мочала) или соломы, которая перевита цветными нитками (в основном красного цвета). По низу сарафана навязываются девять разноцветных бантиков из ниток. Является помощницей для девушек, помогает в рукоделиях (шитьё, вязание, ткачество и т. д.) и различных заботах по дому. Соответственно такая кукла вешается и ставится в том месте, где девушка проводит большую часть своей работы или часто занимается рукоделием. При современной жизни, такая кукла может быть помещена, как помощница, к примеру, в офисе или другом рабочем месте. В древние времена кукла после изготовления сжигалась. Сейчас такие куклы не сжигаются, но само это действие означает, что кукла, предавшись огню, передаёт всю свою силу хозяйке, которая её сделала.

Предназначение куклы-десятиручки ещё и помогать девушкам, которые готовят своё приданое или готовятся к ближайшему замужеству. Кукла Десятиручка также использовалась в свадебных церемониях, как подарок невесте, чтобы у неё всё ладилось, успевалось и получалось в быту. Традиционно начинали делать такую куклу осенью, когда после уборочных работ в полях, садах и огородах садились на долгую зиму за рукоделия. Девушки и женщины собирались вместе и делали каждая для себя куклу-десятиручку из лыка или соломы, ведь осенняя и зимняя пора - это пора рукоделий, забот по дому и период, когда славяне начинали играть свадьбы.

При изготовлении на каждую руку загадывается желание или дело, в котором рука должна помогать. К примеру, это может выглядеть так: "Эта ручка будет мне помогать в шитье, эта ручка будет мне помогать на кухне, а эта ручка. ".

Существует такая сказка, в которой Богиня Макошь подарила куклу женщине, что не успевала сделать все свои дела. Жила-была одна женщина. Была она очень работящей, вставала рано и ложилась поздно, но дел было столько, что она просто не в состоянии была всё успевать. Как-то раз она села и заплакала. Явилась к ней Макошь и спросила: "Почему ты плачешь?". Женщина рассказала ей о своём горе и тогда Богиня дала ей ещё одну пару рук. Но и с четырьмя руками женщина не могла всё успеть и тогда Макошь дала ей ещё одну пару рук. Так продолжалось до тех пор, пока у женщины не появилось десять рук, но и этого ей не хватало. После этого Макошь разозлилась, отняла у женщины все дополнительные руки и дала ей взамен Куклу-Десятиручку, которая должна помогать в хозяйстве. С тех пор девушки делают таких кукол сами, зная, что внутри таких изделий кроется сила, которую им дарует Макошь. Таким образом, при изготовлении куколки-помощницы не лишним будет обратиться и к самой Богине - Женской Покровительнице.

Публикации по теме:

Интегрированная ООД по речевому и познавательному развитию в в подготовительной к школе группе «Поможем солнышку улыбнуться» Каримова М. Р. Мордовина Е. Ю. ООД "Поможем солнышку улыбнуться". Цель: Создать условия для понимания учебной задачи и выполнения её. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию «Кто спрятался в снегу» (старшая группа) Программное содержание: • Закрепить названия зимних месяцев. • Закрепить знания детей об особенностях зимней природы (холодно, заморозки).

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну игрушек» (вторая младшая группа) Интегрированное занятие «Путешествие в страну игрушек» Воспитатель второй младшей группы первой категории: Фролова Наталья Геннадьевна.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Магазин игрушек» (вторая младшая группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 «Золотой ключик» города Георгиевска». Конспект ОД Тема «Магазин.

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Смехоманию» Задачи: 1. Образовательные: -закреплять знания детей о видах транспорта, названия профессий людей, управляющими разными видами транспорта;.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей подготовительной группы «Вновь зима пришла» Конспект занятия познавательного и речевого развития детей подготовительной группы Тема: “Вновь зима пришла к нам” Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа) " Откуда хлеб пришел?"Цель: Знакомить детей с процессом получения хлеба, развивать связную речь, пополнять словарный запас, продолжать сохранять.

Рабочая программа по познавательному развитию (старшая группа) № Тема занятия Цель Количество занятий Тип занятия Используемые пособия (средства обучения) Литература 1 День республики, день знаний. НРК.

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ сказки «Петух да собака» (старшая группа) Программное содержание Образовательные задачи 1. Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя. Выразительно передавать диалог.

Занятие по познавательному развитию «Космос» (старшая группа) Цель: Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширять представления детей о профессии космонавта;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «История игрушек» для детей с ОВЗ (старшая группа)
Опубликовано: 15 сентября 2018 в 23:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «История игрушек» для детей с ОВЗ (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шубина (УИ 241438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД