Мария Каримова
Интегрированная ООД по речевому и познавательному развитию в в подготовительной к школе группе «Поможем солнышку улыбнуться»
▼ Скачать + Заказать документы
Каримова М. Р.
Мордовина Е. Ю.
ООД "Поможем солнышку улыбнуться".
Цель: Создать условия для понимания учебной задачи и выполнения её.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить артикуляцию звуков [л - ль], дать характеристику звукам.
2. Учить слышать согласные звуки [л - ль] в словах, развивать фонематический слух.
3. Учить определять место звуков [л - ль] в словах, дифференцировать звуки
[л - ль].
4. Познакомить с буквой Л.
Публикация «Интегрированная ООД по речевому и познавательному развитию в в подготовительной к школе группе „Поможем солнышку улыбнуться“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
5. Закрепить с детьми признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с весенним периодом.
Развивающие :
1. Развивать умение выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки, ставить ударение.
2. Совершенствовать умение анализировать предложение, составлять графическую запись предложения.
3. Развивать навыки послогового чтения.
4. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, интерес к грамоте, нравственные качества, желание совершать добрые дела.
Словарная работа: ледоход, проталина, бал, уголь, хохлатка.
Оборудование: «Язычок» (игровой персонаж, изображения подснежников с гласными и согласными буквами, ваз синего и красного цвета, предметные картинки, на которых изображены сосулька, проталина, капель, ледоход, шмель, лужа, ландыш, ласточка, луковица, хохлатка, санки, снежинка, предметные картинки с звуковыми схемами слов угол и уголь, буква л, сказка Ш. Перо «Золушка», «домик звуков», «Волшебная таблица» для слогового чтения, таблицы со словами с буквой л и предложением для чтения, четырёхзвуковые схемы слов (по 2 на каждого ребёнка); комплект фишек красного, синего, зелёного цветов (на каждого ребёнка, полоски для составления схемы предложения, листы с буквой л для штриховки, солнышки грустные и весёлые (на каждого ребёнка); электронная зрительная гимнастика «Весна», «Солнышко», запись музыки из мультфильма «Маша и медведь»- «Солнечные зайчики».
Ход занятия:
I.Эмоциональный настрой.
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их, улыбнемся и подарим им свое хорошее настроение.
II. Создание игровой ситуации.
Воспитатель:
-Ребята, а какое время года у нас сегодня?
-А как вы узнали, что весна на улице?
-Правильно. На улице весна, погода стоит тёплая. Птицы с юга прилетели, появилась первая травка.
III. Зрительная гимнастика (электронная).
Воспитатель:
-Ребята, я вам предлагаю сделать шаг вперёд и очутиться на весенней полянке. Проследите глазками за весенними явлениями
-Ребята! Посмотрите, что случилось с нашим солнышком.
Слайд 1 (солнышко спит)
Ответы детей.
Воспитатель:
- Оказывается, солнышко стало звучать совсем по-другому «соНышко». Раньше всех солнышко будило, а теперь как только оно появляется, все сразу ложатся спать. Думают, что сон пришел (от слова сонышко). Повторите за мной. Вот солнышко и расстроилось!
-Как вы думаете, что изменилось в слове?
Ответы детей:
-Не стало звука Л.
Воспитатель:
-Нам надо помочь солнышку и найти пропавший звук Л. А кто же может нам помочь? Я думаю, что надо позвать нашего знакомого Язычка. У него – то в запасе всегда есть его любимые звуки.
Показывает Язычка (игровой персонаж).
III. Повторение пройденного материала.
Воспитатель:
-Язычок говорит, что он как раз собирался к нам на любимое его занятие, и всё слышал. Но он хочет с нами сначала поиграть.
-Ребята, в лесу, там, где солнышко припекло, появились проталинки. А на проталинках пробиваются первые цветы. Как они называются?
Ответы детей:
-Подснежники.
Воспитатель:
- Ребята, но подснежники, необычные. Что – в них спрятано?
Ответы детей:
-Буквы.
Воспитатель:
- Ребята, наш весёлый язычок предлагает собрать подснежник с гласными буквами в красную вазу, а подснежники с согласными буквами в синюю вазу. Давайте, проверим.
-Молодцы, ребята. А теперь сядут на свои места ребята, чьё имя начинается с гласного звука, а теперь те ребята, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука, и, наконец, сядут те ребята, чьё имя начинается с мягкого согласного звука.
IV. Дифференциация звуков [л-ль].
1. Выделение звуков из слов.
Воспитатель:
- Наш весёлый Язычок принёс нам загадки, в отгадках которых вы получите нужный нам звук.
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота.
Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает.
Если к нам летит она,
Значит, началась весна (ласточка)
Слайд 2 (ласточка).
Воспитатель:
-Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает.
(Лебедь)
-Ребята, а какие это птицы?
Слайд 3 (лебедь).
Воспитатель:
-Ребята, а какие это птицы? (перелётные). Правильно, это перелётные птицы, они прилетают к нам весной.
2. Артикуляция звуков [л - ль].
Воспитатель:
- Произнесите звук [л].
-Что у нас делают губы?
-Что делают зубы?
-А где находится широкий кончик языка?
Воспитатель:
- Когда произносим звук Л, губы в улыбке, зубы приоткрыты, широкий кончик языка прижат к верхним зубам.
- Произнесите звук [ль].
-Что у нас делают губы?
-Что делают зубы?
-А где находится узкий кончик языка?
- Когда произносим звук Ль, губы в улыбке, зубы приоткрыты, узкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами.
3. Характеристика звуков [ л - ль].
Воспитатель:
-Ребята, когда вы произносили звуки, была ли преграда для языка? (да)
-А если есть преграда, значит какие это звуки? (согласные)
-Голосок спит или нет? Положите ладонь на горло. Произнесите звуки (голосок не спит).
-Что же похожего у этих звуков, давайте повторим (л и ль -согласные, звонкие).
- А чем они отличаются? ([л]– твёрдый звук, [ль] – мягкий звук).
-Какими кружочками отметим эти звуки? ([л] – синим кружочком, [ль] - зелёным кружочком).
Выкладывает в «домик звуков» кружочки.
Воспитатель:
- Ребята, какой звук мы ищем? (звук л). Повторите слова – названия птиц. В каком слове прячется звук л? (ласточка).
V. Физминутка.
Воспитатель:
- Ребята, давайте мы представим себе, что мы тоже ласточки.
Ласточки летели,
Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Ласточки садились,
Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.
Сели, посидели,
Взвились, полетели. Делают ритмичные наклоны головы.
Полетели, полетели, Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Песенки запели.
Летели, летели и на стульчики тихонько сели.
VI. Игра «Собери цветок».
Воспитатель:
- Но Весёлый Язычок прежде, чем дать нужный нам звук опять хочет с вами поиграть. Он предлагает вам собрать весенние цветочки – ромашки. Но лепестки у ромашек необычные. На них нарисованы картинки, в названии которых есть звуки [л ] и [ль]. Я предлагаю вам разделиться на 2 команды. У вас у всех есть бейджики – зелёные и синие. Зелёная команда будет собирать цветок со звуком [л], синяя команда со звуком [ль]. У каждой команды будут соответствующие соцветия зелёного и синего цвета.
(лепестки - сосулька, проталинка, лужа, капель, ледоход, ландыш, ласточка, шмель, хохлатка, клоп, снег, санки).
- Давайте проверим. Дима,из каких лепестков получилась ваша ромашка?
Аналогично проверяется выполнение задания второй группы.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, чем объединены все эти слова?
-Эти слова связаны с весной.
-А какие слова здесь лишние? (снег, санки)
- Почему? (в них нет звуков [л] – [ль]. Они связаны с зимой.)
- молодцы, правильно выполнили задание. А за это нам Язычок дарит звук л.
VII. Проблемная ситуация.
Воспитатель:
- Звук у нас есть, но солнышко опять не улыбается. Что же происходит? (нет в слове буквы эл).
- Да, ребята, мы звук только слышим, но не видим. Поэтому мы должны найти букву эл. А где мы её можем найти? (в книге, в «Азбуке», в «Букваре»).
- Посмотрите, Язычок принёс нам книгу. Вы её узнали? Как она называется? (Золушка).
- Есть ли в названии этой книги звук л? (да) Где он находится?
- Так может быть тогда у неё есть и буква эл? (да) Тогда отправляемся к Золушке. Закройте глаза. Раз, два, три, сказка, сказка к нам приди.
Появляется Золушка.
- Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы ко мне пришли за буквой эл для солнышка, но сначала выполните мои задания.
VIII. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Выкладывание схем слов «угол, уголь».
Золушка:
-Куда хотелось поехать Золушке? (На бал)
-А чего не было у Золушки для бала, вы помните? (Не было красивых туфель и нарядного платья).
- Какой звук вы услышали в слове пллллатье – л или ль (л)
- А где прячется этот звук: в начале, в середине или в конце?
- Какой звук услышали в слове туфельльльль? (ль)
- А где прячется этот звук: в начале, в середине или в конце?
- Её платье было всё чёрное, потому что она даже уголь убирала (это чёрные камешки, которыми раньше топили печку).
-А складывала она уголь в угол.
-Давайте составим схему слова «уголь». Возьмите модель для составления схемы слова.
Работа с раздаточным материалом
1)вместе с Золушкой (воспитателем).
-Кто скажет, сколько в слове «уголь» слогов? Как проверить?
-Давайте проверим.
-Назови первый слог (у).
-Сколько звуков в этом слоге(1)
-Звук У – гласный или согласный?
-Какой кружок нужно поставить на первый квадрат (красный) Положите.
- Назови второй слог (голь).
-Сколько звуков в этом слоге(3звука)
-Назовите первый звук, он какой - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий, звонкий или глухой (г – согласный, твёрдый, звонкий)
- Положите соответствующий кружок.
-Назовите второй звук, он какой - гласный или согласный? (о – гласный звук) Положите соответствующий кружок.
-Назовите третий звук, он какой - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий, звонкий или глухой? (ль – согласный звук, мягкий, звонкий) Положите соответствующий кружок.
-На какой слог падает ударение: Значит звук у – ударный или безударный?
-Почему? (Мы произносим с силой, как будто ударяем).
-Итак, мы составили схему слова «уголь». Все справились, молодцы.
На доске воспитатель вывешивает картинку «уголь» с соответствующей схемой.
-А теперь составьте схему слова «угол» самостоятельно.
Аналогично дети самостоятельно выкладывают схему слова угол. Воспитатель проверяет по рядам.
-Молодцы, все справились.
На доске воспитатель вывешивает картинку «угол» с соответствующей схемой.
- Чем похожи схемы слова «уголь» и «угол»(4 звука, 2 гласных звука, 2 согласных звука)
-Чем они различаются? (в слове «уголь» последний звук – согласный, мягкий, в слове «угол» - согласный, твёрдый).
IX. Знакомство с буквой Л.
Золушка:
-Ребята, посмотрите эти два звука - л и ль на письме обозначаются вот такой буквой.
-Ребята на что похожа эта буква?
Слайд 4 (крыша, стремянка).
- «Л» на крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето.
Воспитатель выкладывает в «домик звуков» на крыше букву л.
X. Пальчиковая гимнастика.
Золушка:
-Ребята, чтобы выполнить следующее задание, надо нам размять наши пальчики.
- Ребята, давайте вспомним, что весна – красна нам принесла.
К нам весна – красна идёт. Дети «шагают» пальчиками по столу.
Что с собой она несёт?
Таянье снегов, Загибают пальцы на руке, перечислив
Капели, признаки весны.
Звон ручьёв и птичьи трели,
Сонных почек набухание
И цветочков распускание Одновременно разгибают все пальцы
на руке.
-Возьмите свои листочки.
-Что вы видите? (букву л)
- Обведите букву по контуру карандашом.
-А теперь давайте её заштрихуем слева – направо, оденем тельняшку.
XI. Штриховка. «Буква Л».
Звучит спокойная музыка.
XII. Чтение «Волшебной таблицы». Чтение слов цепочкой. Чтение предложения.
Золушка:
-Ребята, давайте вместе прочитаем слоги с новой буквой на «Волшебной таблице». А вот эти картинки помогут нам правильно создать артикуляцию гласных звуков. Тянем Лллла. Продолжайте дальше. А теперь наоборот, от гласной бежим к согласной Аааал.
-Это мы читали слоги. А если к слогам прибавить согласную букву или ещё один слог то получатся слова. Послушайте лллак. Продолжаем по цепочке. (Лак, люк, бал)
-Продолжаем по слогам (лужа, лиса, была).
-А здесь, ребята, спрятались длинные слова. Давайте вместе прочитаем по слогам (сосулька, Золушка).
-Ребята, а теперь прочитаем предложение, составленное из прочитанных нами слов.
(Золушка была на балу).
XIII. Анализ предложения. Схематическое выкладывание предложения.
Золушка:
-Ребята, сколько слов в этом предложении?
-Какое первое слово? Второе? Третье? Да, ребята на тоже слово – маленькое, необычное слово. Четвёртое?
-Выложите схему предложения на столе, а Саша, пойдёт напишет графически предложение на доске.
-Ребята, а почему первая полоска отличается от других полосок? (Это начало предложения. На письме пишется с заглавной буквы).
- Что стоит в конце предложения? (точка).
Дети выкладывают на столе предложение из слов – полосок.
-Молодцы. Ребята, проверьте по доске свои схемы предложений. Все так составили? Проверьте. Вы с моими заданиями справились. За это я вам дарю эту букву для вашего солнышка. Подойдите ко мне. Давайте вставим букву в название солнышка.
Слайд5 (спящее солнышко со словом сонышко).
Слайд 6 (улыбающееся солнышко со словом солнышко).
XIII. Итог занятия. Рефлексия.
Играет тихая, спокойная музыка (из мультфильма «Маша и медведь», «солнечные зайчики»
Золушка:
-Вот и помогли мы солнышку. И оно теперь улыбается и всех согревает.
-Ребята, а с каким новыми звуками и буквой мы сегодня познакомились?
-А какие задания вам понравилось выполнять?
-Ребята, у меня на столе лежат солнышки – весёлые и грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите весёлое солнышко и прикрепите на мольберт, а если встречались трудности, но вы их старались преодолеть возьмите грустное солнышко и тоже прикрепите на мольберт.
XIII. Зрительная гимнастика на расслабление зрительного нерва (электронная)
Золушка:
-Давайте попрощаемся с «солнышком». Мы с ним ещё много – много раз встретимся. Проследите за ним глазками. Личико солнце согрело, потеплело, потеплело. Наши глазки побежали, лучик тёплый все достали.
-Ребята, мне очень понравилось с вами работать, и за это вам я дарю сладкую букву л.