Ирина Вицелярова
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей подготовительной группы «Вновь зима пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия познавательного и речевого развития детей подготовительной группы
Тема: “Вновь зима пришла к нам”
Публикация «Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей подготовительной группы „Вновь зима пришла“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программное содержание: Пополнить и уточнить словарный запас детей; закрепить навыки разговорной и диалогической речи; обогатить словарь детей словами- значениями явлений и предметов; родственные слова от слов «снег»,закрепить звук «с»,продолжать знакомить детей с физическими свойствами снега и льда, научить детей решать познавательные задачи и делать выводы; развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку
Покружилась звёздочкаы
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Дети когда мы можем увидеть снежинки летом или зимой (Ответы детей)Когда мы видели на деревья листья?А когда видели дождь? (Ответы детей)А какая погода бывает зимой (Ответы детей)Кто знает пословицы про зиму (Ответы детей)
А что вы любите какую? (Ответы детей)
Воспитатель: Вдруг открылось окно, подул ветер и пару снежинок попало к нам в группу. Они необычные, а с заданиями дл вас.
Воспитатель: К нам пришла зима, какие изменения в природе Вы заметили? (Ответы детей). И вот первое задание.
Дидактическая игра «Что перепутал художник?» Цель игры внимательно рассмотреть предложенную картинку и подробно рассказать о том, что на ней нарисовано неверно. Посмотрите внимательно на картины и определите верно, ли художник нарисовал
(Зимой холодно, а художник нарисовал бабочек,листья,зелёную траву и яркое солнце)
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте себе снежинками. Какие они? (пушистые, белые, красивые, холодные,лёгкие) Давайте понаблюдаем как он падают (мягко, легко, плавно, тихо)
(сверху посыпать маленькие вырезанные снежинки из конфетных оберток чтоб дети наблюдали)
Отгадайте загадку.
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обрывает,
так порою он сердит. (Ветер)
Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем изобразить ветер. (Дуют на снежинку сильно и не очень)Упражнение на дыхание.
Что происходит со снежинкой? (Она начинает подлетать)
Воспитатель: А теперь задание номер 2.
Вы знаете скороговорки? А зашифрованные скороговорки?
Воспитатель: В каждом разделе зашифрована достаточно известная скороговорка. Ваша задача, по картинкам, понять примерный её смысл или в идеале воспроизвести дословно.
Воспитатель: А на третей снежинке викторина.
Викторина для детей «Зима»
1. Название месяца, начинающего новый календарный год.
2. Что зимой длиннее ночь или день?
3. Как называются зимние осадки.
4. Как облегчить жизнь зимующим птицам?
5. Что будет с птицами, если в кормушку перестать сыпать корм?
6. Что происходит с шерстью у белки, лисы и зайца с приходом зимы?
Ответы: 1. Январь. 2. Ночь. 3. Снег. 4. Вывесить кормушки. 9. Они погибнут в ожидании еды. 10. Нет. 11. Она становится гуще и меняет цвет.
Воспитатель: Вот еще одна снежинка с заданиями
В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.
(Физкультминутка)
На полянку, на лужок,
Тихо падает снежок!
Кружатся снежинки-
Легкие пушинки!
Полетели, понеслись-
И под елкой улеглись!
Тихо спят снежинки,
Белые пушинки!
Но подул тут ветерок-
Закружился наш снежок!
Кружатся снежинки,
Белые пушинки!
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, наш ветерок так разыгрался, что произошло чудо и в группе появился снег.
Воспитатель: С какого звука начинается это слово? (ответы детей.) Да, со звука «с», а какой это звук?
Согласный, твёрдый.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру и определим, в каком слове твёрдый согласный звук, а в каком – мягкий.
Воспитатель: В снегу нашли картинки, надо найти все картинки с родственными словами слову «снег». Одна картинка среди них лишняя. Вы должны догадаться, назвать её и объяснить, почему она лишняя.
Проводится игра «Найди лишнюю картинку».
Воспитатель: Вы хорошо поиграли, но Снегурочка принесла ещё одну игру:
«Вспомни - назови» : послушайте стихотворение и назовите все родственные слова слову «снег» :
Невесомые снежинки превратились в снегопад.
На дорожки, на скамейки мухи белые летят.
Дети лепят снежный ком, станет ком снеговиком.
Малыши в снежки играют, кто-то строит снежный дом.
А в кормушке снегири зерна с крошками нашли.
Белоснежные сугробы все дорожки замели.
Прячутся подснежники под сугробы снежные.
А Снегурочка с мешком посыпает всех снежком.
Воспитатель: все правильно. Ребята,вы знаете, что такое снег, какой он бывает, из чего состоит, каким словом обозначается и что у слова «снег» много родственных слов.
Воспитатель: Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).
Опыт №4. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Сейчас можно сделать цветные игрушки из льда, для этого мы цветной водой зальем формочки, в каждую погрузим веревочку, я оставлю все на морозе, а когда мы будем на прогулке, то наша вода уже превратится в лед, и мы сможем украсить дерево на нашем участке.