Елена Игоревна Банщик
Семинар-практикум для педагогов «Дети с СДВГ, или Неудобные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
«Дети с СДВГ или «неудобные дети»»
Цель семинара: раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми, способствовать повышению компетентности педагогов.
Задачи:
-познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей;
-показать отличия гиперактивных детей от активных;
-совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми;
-познакомить с играми для таких детей.
Предварительная работа:
1. Подготовка презентации, подбор оборудования и музыкального сопровождения для проведения семинара-практикума.
2. Оформление методических рекомендаций для педагогов.
3. Подбор и оформление картотеки игр с гиперактивными детьми.
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
Игра “Контактеры”
Цель: Дать возможность почувствовать свои ощущения, единство с группой, снять мышечное напряжение.
Участники группы под музыку передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. Запрещено разговаривать во время игры. Когда музыка останавливается, образуются пары (рядом стоящие педагоги) и приветствуют друг друга разными способами.
Сигналы ведущего - хлопок в ладоши
Приветствия - пожать партнеру руку; поздороваться «плечом»; потереться спинами; поздороваться «локтями»; «пятками»; обнять партнера.
Слайд 4
- Дорогие коллеги, предлагаю вам присесть и посмотреть фрагмента мультфильма «Петя Пяточкин» (начало).
- Как вы думаете, какая тема нашей встречи? О категории каких детей мы сегодня будем говорить? Правильно, о гиперактивных детях
2. Минилекция: “Что такое гиперактивность”
Чтобы начать работу определимся с терминологией. Что же такое «гиперактивность»? Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер. ”, указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”.
Слайд 6
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Это сложный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в:
-дефицит внимания;
-импульсивность;
-повышенная двигательная активность.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. Зачастую каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к гиперактивным.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот доставляет тот окружающим. Однако, нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.
Слайд 4
3. Упражнение “Портрет гиперактивного ребенка” (Приложение №1)
Составляя портрет гиперактивного ребёнка, каждый воспитатель выбирает из списка «портрет особого ребёнка» пункты, присущие характеру детей с СДВГ и озвучивает их. Далее педагого-психолог подводит итог:
Какой он?
Подвижный, весёлый, расторможенный, импульсивный, невнимательный, неусидчивый, активный, вспыльчивый. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
Что он делает?
Ломает, забывает (бежит, поэтому ничего не видит и не слышит, если видит, то может не слышать и наоборот). Мешает, отвлекает, дёргает. Берёт чужие вещи, забывает возвращать (это не воровство). Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
Что он хочет?
Внимания. Не привлечения внимания, как демонстративный ребёнок, а просто внимания.
Что он чувствует?
Вину за то, что он такой, либо тревожность, либо агрессивность. Если неправильно работать с таким ребёнком, то он будет дезадаптантом.
Слайд 7
4. Минилекция: “Причины возникновения СДВГ ”
В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Основными причинами возникновения гиперактивности у детей являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.
Примерно в 84 % случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности или родов, а так же инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша.
У 57 % родителей, у чьих детей отмечен синдром гиперактивности, в детстве отмечались такие же симптомы, то есть отмечены генетические причины возникновения СДВГ.
В 63 % случаях проявления гиперактивности у детей могут провоцировать негативные воздействия внутрисемейных факторов.
Слайд 8
5. Характеристика умственной деятельности гиперактивных детей
Что происходит в мозге при СДВГ.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность работы головного мозга.
При ММД дети страдают хронической энергетической недостаточностью.
При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут «отдыхает», то есть накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит воспитателя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом.
Поэтому, чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности - вертеть головой, дергаться, крутиться, качаться на стуле.
Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка "отрицательных” черт характера.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача. Для педагога общение с гиперактивным ребенком - это своего рода экзамен на его профессионализм.
6. Игра: “Сто мячей”
Цель: Способствовать развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание: Игра проводится в несколько этапов.
1 этап. Отрабатывание навыка невербального общения при передаче мяча. Участники встают в круг, у ведущего в руках мяч. “Договорившись” взглядом с одним из участников ведущий бросает ему мяч. Поймавший мяч, перебрасывает его следующему участнику так же “договорившись” с ним взглядом. Не допускается падение мяча на пол.
Переход ко второму этапу возможен тогда, когда участники отработают навык невербального общения. При работе с детьми между этапами может пройти не один день, и даже неделя.
2 этап. Игра проводится так же, только ведущий вводит дополнительный мяч, тем самым усложняя игру. Далее в игре может использоваться три, четыре пять мячей. Необходимо не допускать падения мячей на пол. Если мяч упал, то количество их сокращается на один.
7. Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
(Приложение №2)
Слайд 9,10,11
8. Мини-лекция: “Как помочь гиперактивному ребенку”
Работу целесообразно проводить в утреннее время. При этом делать перерывы, регулировать нагрузку. Перед началом провести беседу заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо поощрять каждые 15 – 20 минут. Например, выдавать жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурить по столовой, дополнительное время для игры, в зависимости от желаний ребенка.
Инструкции гиперактивному ребенку даются четкие и краткие (не более 10 слов). Гиперактивные дети склонны к манипулированию взрослыми. Чтобы не допустить этого, взрослым необходимо в любой ситуации сохранять спокойствие.
Слайд 12,13
9. Упражнение “Инструкция”
1 этап. Выбирается ведущий, которому вручается лист бумаги с нарисованными фигурами. Его задача дать в течение минуты четкие вербальные инструкции, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа ведущего. В конце ведущий вывешивает лист на доске, а участники группы сравнивают свои работы с эталоном. Группа выявляет причины неточного выполнения задания и формулирует лаконичную инструкцию.
2 этап. Работа в парах. Один из участников пары рисует несложную картинку. Затем дает инструкции партнеру, что и в какой последовательности рисовать. После завершения работы полученный рисунок сравнивается с первоначальным вариантом. Участники меняются ролями.
- Удалось ли выполнить задание партнера? Что помогло, а что мешало его выполнять?
Слайд 16,17
10. Рекомендации “Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком”
(Приложение № 3)
При подборе подвижных игр следует учитывать то, что гиперактивные дети не умеют длительное время подчиняться групповым правилам. Они быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях). Им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других детей. Начинать надо с индивидуальных игр, затем включать ребенка в малые подгруппы и только после этого переходить к коллективным играм.
11. Игра “Черепаха”
Цель: Учить контролировать свои движения
Содержание: Ведущий стоит у одной стены, участники группы у противоположной.
Инструкция ведущего: Представьте себе, что я большая черепаха, а вы маленькие черепашки. Я пригласила вас к себе на День рождения и жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь, чтоб дойти только в тот момент, когда торт будет готов.
Через 2 – 3 минуты дается сигнал “Стоп”. Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи. Игра может повторяться несколько раз. Необходимо следить, чтоб никто не останавливался и не спешил.
- Трудно ли было двигаться медленно? Что помогло выполнить инструкцию?
Слайд 18,19,20
12. Правила работы с гиперактивным ребёнком.
(Приложение № 4)
Слайд 17
13. Игра «Головамяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Педагоги разбиваются на пары.
1 задание - взять карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до ориентира и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания.
2 задание - взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами.
3 задание - взять мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером).
14. Обратная связь.
Игра “Клубочек”
Цель: Рефлексия на проделанную работу.
Каждый из участников группы, передавая клубок, высказывает свое мнение о работе группы.
___
Приложение 1.
ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА
Ребенок …
- слишком говорлив
- продуктивно работает
- отказывается от коллективной игры
- чрезмерно подвижен
- имеет высокие требования к себе
- не понимает чувств и переживаний других людей
- ощущает себя отверженным
- любит ритуалы
- имеет низкую самооценку
- часто ругается со взрослыми
- создает конфликтные ситуации
- отстает в развитии речи
- чрезмерно подозрителен
- вертится на месте
- совершает стереотипные механические движения
- постоянно контролирует свое поведение
- чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
- сваливает вину на других
- беспокоен в движениях
- имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
- часто спорит со взрослыми
- суетлив
- кажется отрешенным, безразличным к окружающим
- любит заниматься головоломками, мозаиками
- часто теряет контроль над собой
- отказывается выполнять просьбы
- импульсивен
- плохо ориентируется в пространстве
- часто дерется
- имеет отсутствующий взгляд
- часто предчувствует «плохое»
- самокритичен
- не может адекватно оценить свое поведение
- имеет мышечное напряжение
- увлекается коллекционированием
- имеет плохую координацию движений
- опасается вступать в новую деятельность
- часто специально раздражает взрослых
- задает много вопросов, но редко дожидается ответов
- робко здоровается
- годами играет в одну и ту же игру
- мало и беспокойно спит
- говорит о себе во втором и третьем лице
- толкает, ломает, рушит все кругом
- чувствует себя беспомощным
Приложение №2
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания (невнимательность)
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности допускает ошибки в заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Непоследователен в поведении, ему трудно долго удерживать внимание.
3. Не слушает, когда к нему обращаются.
4. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
5. Испытывает трудности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Часто теряет вещи, часто бывает забывчив.
7. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
8. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
9. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Высокая двигательная активность (гиперактивность)
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили моторчик»
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредотачивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков (невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении шести месяцев, педагог может предположить (но не поставить диагноз, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Приложение №4
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ.
• Отвлечь ребенка от его капризов.
• Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
• Задать неожиданный вопрос.
• Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
• Не запрещать действия ребенка в категоричной форме.
• Не приказывать, а просить (но не заискивать).
• Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
• Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу нейтральным тоном.
• Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. Оставить ребенка в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
• Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
• Не читать нотаций – ребенок все равно их не слышит.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С
ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать релаксационные упражнения.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!