Мария Наумова
Адаптация детей раннего возраста к режиму детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Детский сад по сути является первым серьезным коллективом, в который попадает Ваш малыш.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к режиму детского сада» размещена в разделах
В любом возрасте детям очень непросто начинать посещать детский сад. Вся жизнь маленького ребёнка кардинальным образом меняется. В семье, где у маленького человека сложившаяся и привычная жизнь, врываются ощутимые перемены: постоянное присутствие сверстников рядом, четко упорядоченный режим дня, длительное отсутствие родных и близких рядом, резко сокращается количество персонального внимания, а также появляется необходимость слушаться посторонних взрослых людей. Каждый из детей первый раз приходящих в детский сад проходит период адаптации к детскому дошкольному учреждению. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новому этапу своей жизни.
В возрасте до трех лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Для того, чтобы привыкание ребёнка к детскому саду происходило гораздо легче и спокойнее, необходимо придерживаться следующих правил поведения:
1. Подготовительный период: если это возможно, постепенно вводить ребенка в новый режим – сначала оставлять его на несколько часов, затем на полный день. Также, стоит заранее рассказать ребенку о том, что его ждет в детском саду, чтобы он мог подготовиться к новым впечатлениям.
2. Создание режима дня : ребенок должен знать, что его ждет в течение дня, поэтому в детском саду важно создать устойчивый режим дня. Это дает ребенку дополнительную уверенность, которая помогает ему адаптироваться.
3. Игры и развлечение: дети очень быстро устают, поэтому важно не только обучать, но и играть и развлекать ребенка. Это поможет ему чувствовать себя комфортно, расслабиться и забыть о доме.
4. Шаг за шагом: не ждите слишком много от маленького ребенка. Начинайте с простых задач и постепенно увеличивайте их сложность.
5. Поддержка и понимание: помните, что адаптация – это стресс для ребенка. Он может быть слезливым, капризным и требовательным – это нормально. Нужно быть терпеливым, поддерживать и понимать его.
6. Сотрудничество с педагогами: общайтесь с педагогами и сотрудничайте с ними. Они могут помочь ребенку адаптироваться быстрее и научить важным навыкам.
7. Не забывайте о доме: несмотря на то, что детсад – хорошее место для развития ребенка, ему все еще нужно время проводить с родителями и ощущать семейную теплоту и заботу. Общение и внимание дома помогут ему чувствовать себя увереннее в новых условиях.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.