Дина Шрейдер
Обзор методической литературы по развитию восприятия как основы мышления у умственно отсталых дошкольников
▼ Скачать
Информация к размышлению для учителя-дефектолога.
Вот две аксиомы: мышление начинается с восприятия; мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции развиваются замедленно и обладают своеобразными чертами.
Публикация «Обзор методической литературы по развитию восприятия как основы мышления у умственно отсталых дошкольников» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Значит, размышляя над составлением коррекционной программы для дошкольника с умственной отсталостью, мы неизбежно приходим к необходимости первичного развития восприятия и побуждения к исследовательской деятельности.
Некоторые книги, на которые я буду ссылаться, по названию не очень соответствуют заявленной теме, но тем не менее их материал позволяет понять особенность познавательных процессов у детей и выстроить коррекционную работу эффективно.
Итак, теория.
Откроем учебник. С. Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». Не смущаемся, что «школьника», а открываем и читаем главы:
часть 1. Общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка.
Глава 5. Развитие психики.
Часть 4. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей.
Глава 7. Ощущения и восприятия.
Просто и очень подробно о главном. Чтобы вспомнить основы, разобраться, чтобы не опускать рук. Смотрите, каким понятным, убедительным языком написано. Читать одно удовольствие.
«Даже самые ограниченные из педологов, представлявшие себе развитие ребенка как процесс увеличения знаний и умений, при котором у ребенка на протяжении всех лет жизни сохраняется постоянный коэффициент ума (IQ, все же признают некоторую возможность подлинного развития психики у умственно отсталого ребенка.
Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т. е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжкую патологию организма».
Читай и думай.
И практика.
Конечно, «наше всё» - Стребелева Е. А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога».
В этой книге не просто подбор игр и упражнений, там – готовая система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Да, с играми, упражнениями, заданиями. В конце пособия есть приложения с материалом для педагогов и наглядным раздаточным материалом для детей.
Бери и делай.
Следующая книга: Большакова С. Е. «Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный подход». У Светланы Большаковой серия книг по работе с алалией, но нас в рамках темы интересует именно эта, первая. Упор в авторском пособии сделан на формирование универсальных основ мозговой деятельности - сбалансированные процессы возбуждения-торможения, удержание рабочего ритма, обратная связь. Короче, всё для развития восприятия. Игры и упражнения очень эффективны. Материал даётся в порядке усложнения. Что важно: подробно расписаны речевые сопровождающие сценарии, указаны возможные ошибки и способы их коррекции.
Клад для дефектолога.
И конечно же, сенсорное развитие. База базовая. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей».
Почему именно эта книга? Она понятная, ни одного лишнего слова, выстроена логично, от рассматривания сенсорного развития в целом до организации и содержания занятий с детьми в сенсорной среде (природа, мир людей) и по сенсорным эталонам (цвета, формы, величины, звуки, запахи, вкусовое восприятие).
Подборка небольшая, но для успешной работы по развитию базы мышления у детей с умственной отсталостью не нужно много, нужно целесообразно и эффективно.
Работайте с удовольствием.
Литература:
Большакова С. Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход / Светлана Большакова. – М. : Грифон, 2019.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Издание третье, переработанное и дополненное. – М. : «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1986.
Стребелева Е. А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога». – М. : Владос, 2021.
Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей». – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018.