Наталья Цепунова
Обучение нотной грамоте «Музыкальная шкатулка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Использовать разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности. Развивать активность. Закреплять исполнительские навыки, умение создавать игровые образы, соответствующие характеру музыкальных произведений. Развивать фантазию, воображение, стимулировать творческие проявления. Петь песни, танцевать соответственно характеру музыки.
Темочки:
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
Закрепить имеющиеся знания детей о музыкальной грамоте.
Образовательные задачи:
1. Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
2. Формировать певческие умения и навыки: работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции, эмоционально выразительного исполнения песни.
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, связную речь; активизировать словарь музыкальных терминов.
2. Развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах, добиваться сыгранности, выразительности исполнения определить на слух долгие и короткие звуки.
3. Развивать умение детей двигаться в соответствии с размером музыки.
Воспитательные задачи:
1. Приобщать детей к искусству. Воспитывать любовь к классической музыке. 2. Создавать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.
3. Воспитывать самостоятельность, активность.
Методы и приемы:
Показ, художественное слово, беседа, просмотр слайдов слушание музыки, исполнение, игра на музыкальных инструментах.
Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, работать с ритмическими формулами, игра на музыкальных инструментах.
Словарная работа: Скрипичный ключ, нотный стан.
Демонстрационный материал: снежинки, иллюстрации, портрет композитора П. И. Чайковского, музыкально-дидактический материал, нотки, ритмические формулы.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты : металлофоны и ксилофоны, карточки со схемами анализа музыкальных произведений, нотки.
Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты : металлофоны, ксилофоны.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под муз. Ю. Чичкова "Музыкальная шкатулка"
и становятся врассыпную.
Муз. рук. :
Проходите, проходите, и места свои займите!
Врассыпную становитесь, и гостям всем улыбнитесь!
Муз. рук. :
Сегодня к нам пришли гости, и я хочу.
чтобы вы пожелали им "Доброго дня"
Дети:(поют)
«Добрый день, добрый день, (1-2-3-4-5-6 ступени)
Нам здороваться не лень. (5-4-3-2-1-1-1 ступени)
Этими словами (1-2-3-4-5-5 ступени)
Здороваемся с вами!»( 5-5-4-3-2-1-1 ступени)
Муз. рук. :
Ребята, а вы рады видеть друг друга?
Я думаю, что да ведь вы друзья!
Тогда наша игра "Здравствуй, друг" для вас.
Проводится песня-игра «Здравствуй, друг!»
Вступление и проигрыш:
Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу
1 куплет:
Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу.
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга.
Припев:
Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу.
Посмотри-ка ты вокруг. Разводят руки в стороны.
Ты мне только улыбнись! Улыбаются, друг другу.
Крепко обнимись! Обнимаются.
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
повторить 3раза
Зашагали ножки прямо по дорожке.
По дорожке дети шли и на стульчики пришли.
По окончании игры дети присаживаются на стульчики.
Муз. рук. :
(Показывает детям Скрипичный ключ) Ребята, посмотрите, какая красивая завитушка у меня в руках. Вам нравится? (Ответ детей)
Мне тоже. Но эта симпатичная завитушка не просто завитушка, она называется Скрипичным ключом. Скрипичный ключ – знак, указывающий расположение ноты на нотном стане. (показать картинку) А если это ключик, значит я могу им что-то открыть, например, вот эту коробочку, которую нам прислала королева Музыки.
Что нарисовано на коробочке?
Дети Скрипичный ключ.
Муз. рук. :
Правильно, наверное, это непростая коробочка, а музыкальная шкатулка.
Надо скорей её открыть.
(Муз. рук. скрипичным ключом открывает коробочку).
Муз. рук. :(достаёт солнышко)
Ой, что это, ребята?
Дети:
Это солнышко.
Муз. рук. : (Солнышко в руках м. р. говорит)
Да, я солнышко, но не простое, а музыкальное.
Я люблю петь и моя любимая песенка "Та-та-та".
У меня есть младший брат, и его зовут "Ти".
Он любит прыгать и петь свою любимую песенку "Ти-ти-ти".
Ребята, я предлагаю, вам спеть песенки, которые поют наши солнышки.
Когда я буду показывать большое солнышко, будем петь "Та", когда маленькое "Ти". Готовы?
Муз. рук. показывает, то большое, то маленькое солнышко.
Дети поют их песенки.
Муз. рук. :
Ребята, а вы любите играть на музыкальных инструментах?
Дети: (Ответы)
Муз. рук. :
Королева музыки нарисовала и прислала нам вот такую картинку
(показывает детям, что на ней нарисовано?
Дети: Солнышко, нотный домик (стан, петушок.
Муз. рук. :
Правильно! Это потешка "Петушок".
Я вам уже рассказывала, что нотки есть.
Дети: Длинные, а есть короткие.
Муз. рук. :
Правильно, а вы заметили, если над ноткой большое солнышко, то нотка без "хвостика", значит петь её надо долго тянуть "Та", а если маленькое, то с "хвостиком", и петь её надо быстро, коротко "Ти".
Муз. рук. :
Я буду играть и петь, а вы повторяйте за мной и прохлопывайте
песенку в ладоши. "Ти-ти-та, ти-ти-та".
Дети подпевают за музыкальным руководителем песню на слоги.
Муз. рук. :
Но, у потешки есть и другие слова: Петушок, петушок.
(М. р. берёт в руки металлофон и исполняет потешку, дети подпевают и прохлопывают ритм).
Муз. рук. :
С потешкой мы познакомились, и сейчас я предлагаю вам взять музыкальные инструменты, у нас будет маленький оркестр, а я вашим дирижёром.
Исполняется потешка "Петушок"
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Ку-ка-ре-ку.
Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки маленького Петушка.
Петушок:
Кукареку, спасибо за песенку!
Муз. рук. :
Вот видите, ребята, даже Петушку, понравился как вы играете.
Положите инструменты на место и проходите на стульчики.
Муз. рук. :
Что же ещё нам прислала королева Музыки?
Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки, 2 человечков.
Муз. рук. :
Ребята, кто это, вы не знаете?
Дети:
Мальчики.
Муз. рук. :
Да это два брата. Но почему-то у одного, какое лицо?
Дети:
Грустное.
Муз. рук. :
Да, грустное, задумчивое. А у другого?
Дети:
Веселое, радостное.
Муз. рук. :
Правильно, веселое, радостное. Я, кажется, знаю, почему они оказались в нашей шкатулке!
Это два брата: Мажор и Минор из страны Ладии.
Давайте представим, что мы жители маленького сказочного города, которые решили устроить праздник. А помогли нам в этом празднике наши братья Мажор и Минор. Минор задумчивый, грустный братец, ему нравилась музыка Композитора Чайковского Времена года "Зима". Она у нас только наступила, и я предлагаю полюбоваться её красотой и послушать прекрасную музыку.
Просмотр видеоролика «Зима» П. И. Чайковского
Муз. руководитель:
Разбросала Зима снежинки по всему свету. (Разбрасывает по залу большие снежинки). Наши девочки их подхватили и закружились в прекрасном лирическом танце.
Исполняется танцевальная импровизация под музыку П. И. Чайковского "Зима. Декабрь"
Муз. рук. :
Музыка затихала и девочки разошлись по местам.
А в это время веселый братец мажор готовил для мальчишек веселый, задорный танец. И я приглашаю наших мальчиков.
Исполняется русская народная пляска.
1. Присядка.
2. Волчок.
3. Самоварчики.
4. Выбрасывание ног вперед, из положения полусидя.
Муз. рук. :
Вот так наши плясуны и задорны и ловки.
Проходите, проходите и места свои займите.
Ребята, а музыка какого братца вам больше всего понравилась Мажора или Минора? (Ответы детей).
Муз. рук. :
А мне кажется, что всякая музыка хороша, если относиться к ней с душой.
Но нам пора обратиться к нашей музыкальной шкатулке, что ещё положила нам королева музыки?
(Достаёт ноту). Что это?
Дети: Нота.
Муз. рук. :
Правильно нота! Без неё не будет звучать не один звук, не длинный не короткий, не грустная мелодия не веселая.
Никто не знает, когда и как появились нотки, но про это есть много историй. Одну такую сказочную историю я вам сейчас расскажу.
Вы знаете, что одна нотка не могла дождаться, когда паучок доплетёт свои паутинки, и стала жить на маленьком кусочке паутинки, который паучок сплёл для образца. Когда же у ноток появился свой дом – нотоносец,
она не смогла расстаться с этим маленьким кусочком. Нотка эта была очень
до-обрая.
- Как же я могу выбросить эту мою полочку – линеечку? Я с ней так подружилась! – говорила эта до-обрая нотка.
Так и не бросила, а просто поселилась вместе с ней возле нотоносца. Все нотки поняли, что она действительно очень до-обрая, и стали её называть просто До.
Есть у каждой нотки дом.
- Где живёшь ты нотка До?
- Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Давайте- ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой доброй «До».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «До»).
Муз. руководитель: Дальше события развивались стремительно. Решительно расталкивая всех
остальных, решительная нотка заняла место сразу под первой линеечкой и решительно всем объявила:
- Я вам ре-ешительно заявляю: это моё место!
И эту решительную нотку стали называть Ре.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ре-ешительной ноткой «Ре».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ре»).
Муз. руководитель:
Сразу за ней, на первой линеечке примостилась очень милая нотка. Она бочком протиснулась вперё д других и ми-ило при этом извинялась:
- Ах, простите! Ах, извините!
- Какая ми-илая! – сказали остальные нотки и стали называть её Ми.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет милой ноткой «Ми».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ми»).
Муз. руководитель: Четвёртая нотка, занимая место между первой и второй линейками, приговаривала:
- Фантастика! У нас есть свой дом! Это просто фантастично! Фа-антастично!
Муз. руководитель: Ребята, а как вы думаете, её звали? Конечно Фа.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет фантастической ноткой «Фа».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Фа»).
Муз. руководитель: На второй линейке поселилась нотка, у которой уже было имя. Почему? Да потому, что она пересаливала все обеды, когда подходила её очередь готовить обеды для всех ноток. А когда готовили другие, она всегда говорила:
- Всё недосолено! Где соль? Дайте мне соль!
Её уже давно так и звали – Соль.
Вместе с этой ноткой мы с вами посолим капусту.
Пальчиковая игра «Мы капусту солим»
Каждую фразу повторяем два раза.
Мы капусту рубим, рубим! (малыш изображает рубящие движения, двигая прямыми ладошками вниз и вверх)
Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим назад вперед)
Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку)
Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вниз-вверх вдоль прямой ладошки левой руки).
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой «Соль».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Соль»).
Муз. руководитель: И у следующей нотки, которая стала жить между второй и третьей линейками, тоже было имя. Да и как его могло не быть, если она всё время что-то напевала: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля!» Ну, угадали её имя? Правильно, это нотка Ля.
А с этой весёлой ноткой ЛЯ предлагаю вам потанцевать. И побольше задора движений!
Танцевальная импровизация под музыку из к/ф «Усатый нянь»
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой «Ля».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ля»).
Муз. руководитель: И только одна нотка совсем не торопилась занять место на нотоносце. Она была большая модница и часто смотрелась в зеркало. Смотрится и приговаривает:
- Си-импатичная какая! Ах, какая же я си-импатичная!
Посмотрела на нотоносец – все нотки сидят на своих местах. Заторопилась она наверх, на третью линеечку, приговаривая:
- Симпатичная, си-импатичная, си…
И чуть не упала! Ведь под ноги не смотрела! Так и осталось у неё это имя: Си.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет симпатичной ноткой «Си».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Си»).
Муз. рук. :
Ребята, я хочу ещё раз представить вам наши нотки.
муз. рук. : Наша очень добрая нотка –
ребё нок: -До
муз. рук. : Самая решительная нотка –
ребё нок:Ре
муз. рук. : Миленькая нотка –
ребё нок:Ми
муз. рук. : Фантастичная нотка –
ребё нок: Фа
муз. рук. : Очень солёная –
ребё нок: Соль
муз. рук. : Певучая нотка –
ребё нок: Ля
муз. рук. : Симпатичная –
ребё нок: Си
(Весь рассказ м. р. сопровождает показом: на фланелеграфе, на
нотоносце прикрепляет нотки, о которых идёт речь.)
Муз. рук. :
Нотки все подряд стоят
Познакомить нас хотят.
Ну-ка, нотки запоём,
Песенку от вас мы ждём.
А наши детки вам помогут.
Танцевальная импровизация "Весёлые нотки"
(Дети могут подпевать во время танца названия нот)
Муз. рук. :
Ребята вам понравились путешествия по нашей сказке? (Ответ детей)
Я вижу, что у вас отличное настроение!
Вот и подошло к концу наше знакомство с музыкальной шкатулкой.
Мы с вами познакомились с нотками давайте ещё раз повторим их: "До - ре - ми - фа - соль - ля - си", а как звали братьев из страны Звуколяндия: Минор и Мажор", вспомним какими бывают звуки: короткими и длинными. "Как звали большое солнышко "Та", маленькое "Ти". Молодцы!
Королева музыки приготовила для вас небольшие подарки.
Вы любите рисовать, разукрашивать? Королева положила в свою музыкальную шкатулку музыкальные раскраски. Принимайте подарки.