Оксана Витт
Обучение игре на детских музыкальных инструментах в ансамбле ложкарей, как одно из средств развития музыкальных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение игре на детских музыкальных инструментах в ансамбле ложкарей, как одно из средств развития музыкальных способностей дошкольников
октябрь 2016
в рамках Творческая группа «Фольклорная арттерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: Изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
Публикация «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в ансамбле ложкарей, как одно из средств развития музыкальных способностей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложкари, баклушники
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1. Познакомить участников мастер-класса с различными народными музыкальными инструментами и их использованием в процессе музыкального воспитания в ДОУ.
1. Развивать устойчивое внимание и самоконтроль в процессе исполнения музыкального произведения.
2. Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, потребность в общении с ней.
3. Обогащать духовную культуру через игру на народных инструментах (ложках).
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игры на русских народных инструментах.
Ход:
Направление нашего детского сада этнопедагогика, в контексте с этим я, как музыкальный руководитель, занимаюсь развитием элементарного музицирования детей, а именно, обучением детей игры на ложках.
Игра на ДМИ – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры у детей развивается ритмический слух, умение слышать музыку, коммуникативные навыки и навыки игры в ансамбле.
Разрабатывая программу, я опиралась на опыт ученых авторов, работающих над этой проблемой. Таких, как:
• Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» на его методику обучения игре на инструментах оркестра, на его авторскую программу «Музыкальная народная культура».
• Немецкий композитор и педагог Карл Орф (главное в концепции которого, элементарное музицирование на основе народной музыки, которая неотделима от ритмического движения, речи, танца, жеста).
• Венгерский композитор Золтан Кодай (на основе его системы венгерский фольклор, народно-песенное творчество).
• Рыбакова Э. Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» (основа ее методики – музицирование на доступных детям народных инструментах, импровизация).
Представляю свой опыт работы по знакомству дошколят с ложками.
Вы любите чудеса? Сотворим маленькое чудо. Но для того, чтобы оно произошло, мы с вами…
Три раза хлопнем
Три раза топнем
Рядом другу улыбнемся
Дружно за руки возьмёмся
Устремим все взгляды ввысь-
«Чудо, чудо, появись!»
Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. Как вы думаете, что в нём находится?
Поможет нам загадка:
Они, расписные, по свету славятся. Играть начнёшь - и всем нравится. (Ложки.)
Деревянные ложки - это самый простой и распространённый инструмент русского народа.
Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Современный перечень только ударных фольклорных инструментов насчитывает около тридцати наименований. Первыми профессиональными исполнителями на русских народных инструментах были скоморохи. Однако совершенно неизвестно, кто и когда впервые догадался использовать в качестве музыкальных инструментов предметы домашнего быта, такие, как ложки, рубель, доска, кокошник, пастуший барабан.
Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. Дети проявляют интерес к народной музыке и выражают желание играть на народных инструментах.
В своей работе пользуюсь правилом от простого к сложному:
1. Ребёнок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.
2. Ребёнок соединяет 2 ложки в правой руке.
На занятиях для поддержания интереса детей к игре использую обыгрывание русских попевок и потешек.
Например,
х х х
Таря - Маря в лес ходила, Таря – Маря в лес пошла
х х х
Шишки ела - нам велела, И грибочки там нашла.
х х х
А мы шишки не едим, А грибы – то мы едим,
х х х
Таре - Маре отдадим. Таре – Маре не дадим.
Аналогично выполняется следующая потешка. Попробуем вместе.
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану.
А когда настал обед…
Кот сидит – сметаны нет.
Помогите-ка Степану,
Поищите с ним сметану!
Да спросите у кота,
Чё отводит он глаза?
На проигрыш – любой ритмический рисунок.
Что развивают такие упражнения?
(В процессе игры совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка, развивается чувство ритма, память и умение сконцентрировать внимание.)
Познакомимся с приёмами игры на двух разрозненных ложках.
«Лошадка» - одна ложка на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой ударять поочерёдно по выпуклой стороне, по ручке. Пробуем.
«Часики» - поднять одну руку вверх и выполнить скользящее движение по другой ложке.
«Солнышко» - выполнять простые быстрые удары в ложки (восьмыми длительностями) вправо, вверх, влево, вниз.
А теперь под музыку.
Звучит русская народная мелодия, все играют разными приёмами на ложках по показу педагога
Как вы считаете, какие ещё качества развивает игра на ложках?
(Она способствует становлению и развитию таких качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость.)
В ложки можно играть парами. Попробуем.
Звучит русская народная мелодия
А спаренными ложками можно играть по коленям, по плечу, по ступне и по ладошке. (Показ.)
Ещё один приём игры на спаренных ложках называется «тремоло» - это быстрое чередование ударов между ладонью и ногой. (Показ.) А теперь все вместе.
Звучит русская народная мелодия, все играют разными приёмами на ложках по показу педагога
Чтобы наша игра выглядела интереснее, я предлагаю соединить два вида народного творчества - игру на ложках и пение.
Кто из вас хотя бы раз в жизни исполнял частушку?
А есть среди вас желающие, которые хотели бы спеть?
Три участника исполняют частушки, остальные играют проигрыши, повторяя движения за педагогом
Частушки с ансамблем ложкарей
Возник ли у вас интерес к развитию элементарного музицирования детей?
Пока наши дети играют на ложках и гадают на ромашках, может быть, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша.