Валентина Середина
Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей» размещена в разделах
- Квиллинг
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала. У педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования возникает острая проблема в развитии мелкой моторики детей, так как мышцы пальцев не подготовлены к школе и, как добиться развития правильного каллиграфического письма учащихся. Обучение письму является трудной ступенькой на школьной лестнице, поэтому нужно основательно развивать мелкую моторику и координацию движений руки ребенка, его внимание, зрительное и слуховое восприятие, навыки рисования еще с раннего дошкольного возраста. Исследования показали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, все это необходимо для достижения не только красивого каллиграфического письма, но и развития творческих способностей у детей.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений.
На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.
Творчество – создание на основе того, что есть, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. То есть, работая над развитием мелкой моторики в технике «Квиллинг», мы работаем и над развитием творческих способностей детей. Мной была выбрана такая форма, как кружковая работа. Кружок «Волшебный квиллинг».
Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Квиллинг способствует развитию :
- мелкой моторики рук;
- координации движения;
- наблюдательности;
- концентрации, устойчивости произвольного внимания;
- пространственного мышления;
- творческого потенциала;
- фантазии;
- воображения.
В первую очередь на кружке мы приступаем к выполнению и освоению базовых элементов квиллинга. Перед ребятами ставлю сложную задачу: научится изготавливать одинаковые, пропорциональные детали. И с этой задачей они справляются. Дети с желанием работают. Они получают радость и восхищение от проделанной работы.
Мы решили украсить пустующие стены нашей группы поделками в технике квиллинг. Обсудили возникшие идеи. Дети решили работать как индивидуально, так и коллективно. Все должно быть под силу воспитанникам. В ходе нашей работы ребята совместно с родителями занимаются поиском информации в литературе, используют другие источники информации, формируют умение работать в группе, совершенствуют коммуникативные и социо-культурные компетенции, формируют умение планировать свою деятельность. Дети ощущают важность и необходимость занятий, их актуальность. Полученные таким образом новые знания, а так же использованные ранее изученные становятся более близкими, интересными и запоминаются надолго, т. к. вызваны личной заинтересованностью и потребностью детей. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Я – направляю, поддерживаю интерес, контролирую, учу планированию деятельности, помогаю организовать коллективную работу, стимулирую.
В результате освоения нетрадиционной техники квиллинг рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
У ребят формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.
Таким образом, я считаю, что техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.