Лариса Хамидуллина
Семинар-выступление «Использование песен и попевок в процессе развития музыкальных способностей дошкольников в игре на ДМИ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на ДМИ является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности в детском саду. Каждая встреча с музыкальными инструментами проходит в игровой форме. Использование игровых ситуаций, игр, игровых образов, сюрпризных моментов, разнообразного дидактического материала способствовало более эффективному обучению детей, развитию тембрового слуха, чувства ритма, умений и музыкальной навыков, необходимых для успешной музыкальной деятельности, побуждало к инструментальной импровизации.
Публикация «Семинар-выступление „Использование песен и попевок в процессе развития музыкальных способностей дошкольников в игре на ДМИ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Использование попевок в игре на ДМИ позволяет детям лучше представить направление мелодии, быстрее осваивать ритмическую закономерность, элементарную динамику, первоначальное игровое движение, приобретая навык совместной игры.
Обучение игре на музыкальных инструментах осуществляется систематически. В развитии музыкальных способностей помогает «Музыкальный букварь» Ветлугиной Н. А., а также игры Ветлугиной Н. А. «Музыка в детском саду», «Азбука – потешка» С. Железнова и К. Железновой.
Для развития звуковысотного слуха используется попевка «Бубенчики». Для этого дети пропевают попевку, показывая высоту звуков. Затем выкладывают на фланелеграфе кружочками звуки: «Динь», «Дан», «Дон». Акцентируется внимание, что попевка построена на трех звуках. На следующих занятиях вводиться лесенка из трёх ступеней и ставиться на них три различных по величине колокольчика. Затем предлагаются музыкальные загадки, в которых они должны определить звучание одного из колокольчиков и поставить его на соответствующую ступеньку. В таком же плане изучаются попевки «Василек» (рус. нар. мел., «Лесенка».
Для развития чувства ритма используются попевки «Дождик»(рус. нар. мел., «Гори ясно» (рус. нар. мел.). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. Дети учатся правильно передавать ритмический рисунок сначала на ударных инструментах, затем на металлофоне, а на последующих занятиях дети учатся играть ансамблем.
Для развития тембрового слуха дети знакомятся с попевкой «Бабка-Ёжка», «Эхо» и песней «Веселые инструменты» муз. Левкодимова. Детям предлагается познакомиться с новыми инструментами: цитра, ксилофон, флейта, маракасы. На последующих занятиях раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов, и предлагается отгадать звучание инструмента, дети должны выбрать карточки с их изображениями, а затем и сыграть на этом инструменте любимую попевку.
Стремление подбирать по слуху проявляется в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети в большинстве случаев, наряду с темпом и ритмическим рисунком могут воспроизвести звуковысотную сторону мелодии. Лучше всего начинать с любимой попевки ребенка. Впоследствии попевки предлагается исполнить от разных звуков и на разных инструментах. Эффективным методом работы является совместная игра музыкального руководителя и ребенка. «Музыкальное эхо»- буквальное повторение сыгранных педагогом музыкальных фраз, предложений –еще один вариант совместной игры ребенка и взрослого.
Завершает мелодическую ступень инструментальное творчество. На первых порах проводятся занятия в игровой форме, вопросно-ответной. В этом случае педагог исполняет музыкальный вопрос на том или ином музыкальном инструменте, н-р в попевке «Зайчик» или «В лесу», а ребенок самостоятельно импровизирует музыкальный ответ. Можно использовать и коллективные импровизации.
Таким образом, методика обучения игре на музыкальных инструментах построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок.
Дети к 7-ми годам могут уже различать группы музыкальных инструментов, передавать различные ритмические рисунки. Выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе, играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику настроения. Искать способы звукоподражания сказочным персонажам и даже сочинять свои маленькие попевки.
Список литературы.
1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М. Музыка, 1976
2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. -М, 1978
3. Ветлугина Н. А. Музыка в детском саду. -М, 1981
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание. -М, 1981
5. Железнов С., Железнова К. Азбука- потешка. -М, 2001