Екатерина Дьяченко
Опытно-экспериментальная работа «Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДМЕТ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Развитие детского музицирования.
ЦЕЛЬ ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Разработка методик, способствующих развитию музыкальных и творческих способностей детей с помощью игры на детских музыкальных инструментах.
ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Публикация «Опытно-экспериментальная работа „Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
1. Внедрение в практику новых подходов к развитию музыкальности детей в рамках программы.
2. Разработка дидактических пособий.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для музицирования дошкольников в зависимости от деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, театрализованной).
5. Создать комфортные условия пребывания воспитанников в детском саду.
6. Содействовать к сотрудничеству детей и взрослых.
7. Приобщить детей к творчеству.
ГИПОТЕЗА:
Развитие музыкально-исполнительских навыков у детей, раскрытие их творческих способностей через игру на детских музыкальных инструментах.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
анализ литературы по исследуемой проблеме;
обобщение и систематизация теоретического материала;
целенаправленное педагогическое наблюдение;
изучение и обобщение передового педагогического опыта других музыкальных руководителей, педагогов различных уровней по музыкальному воспитанию (преподавателей по фортепиано в музыкальной школе, учителей музыки и др.);
диагностика уровня развития музыкальности детей;
опытно-экспериментальная работа по развитию детского музицирования в ДОУ.
1. Исторический аспект развития инструментальной деятельности.
Музыкальные инструменты живут с человеком с глубокой древности до наших дней. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты, относящиеся к II - III векам до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих.
Каким же был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался - звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум-бум! Бум- бум! Мелодию на нем, конечно, было не сыграть, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени музыкант уже понял, что полые предметы издают звук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой, твердый, высохший плод, высохший череп животного.
А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать из кости мозг и ничего больше. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотание выдолбленной деревяшки.
Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно. Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого - более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую - высокий. Тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит и звенит по-разному, смотря по тому, как она натянута - сильнее или слабее.
Так появилась мелодия. А вместе с мелодией - музыкальные инструменты. Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево - родоначальники всех музыкальных инструментов.
2. Детское инструментальное музицирование.
Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.
Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития дошкольников трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.
Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.
Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному воспитанию.
3. Виды музицирования.
В ДОУ детское инструментальное музицирование можно разделить на сольное и коллективное, то есть - игра в оркестре. Сольное музицирование требует высоких знаний, умений и навыков у ребенка, требует больше подготовки, внимания. Поэтому сольному музицированию уделяется больше времени за счет индивидуальных занятий с воспитанниками, которые имеют высокий уровень развития по музыкальному воспитанию.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
4. Многоуровневость исследования.
Вопрос и проблемы инструментального музицирования изучается многими областями:
музыкальное профессиональное исполнительство (концертмейстерство, игра в ансамбле, сольное исполнительство);
музыкальная литература (история развития инструментов, произведения классической и другой музыки, творчество композиторов);
фольклор (история развития народных инструментов, их значение, народные инструменты);
педагогика (детские сады, школа, музыкальные учебные заведения);
культурология (значение музыкальных инструментов в культуре, их место в развитии культуры, музыкальный инструмент как фактор национальной идентификации);
социология,
искусствоведение.
Формируя навыки элементарного музицирования, мы вводим ребенка в мир музыки «от первого лица», в мир его творчества и фантазий. Инструментальное музицирование является мощнейшим двигатем познавательного интереса и познавательной активности детей.
Система музыкального образования в организационном плане представляет собой структуру, включающую многообразные формы и уровни музыкального воспитания и обучения. В связи с этим необходимо применять новые формы обучения и корректировать их в ходе образовательного процесса, т. к. музыкальное воспитание ребенка требует особой работы, в том числе и индивидуальной.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1. Критерии развитости игры на детских музыкальных инструментах подготовительного к школе возраста и ее диагностика на этапе констатирующего эксперимента.
В качестве критериев развитости игры на детских музыкальных инструментах в моем исследовании были избраны:
эмоциональное раскрепощение ребенка;
наличие чувства музыкальной формы;
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
наличие творческих проявлений.
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
В октябре 2014 года было проведено экспериментальное исследование развития иструментального музицирования у детей подготовительной к школе группы. Работа велась с воспитанниками МДОУ д/с с. Баскатовка.
Всего, с целью проведения диагностирования было проведено три занятия. На каждом из них дети выполняли задания, с помощью которых мне удалось выявить уровень сформированности навыков игры на детских музыкальных инструментах. Диагностика осуществлялась по специально разработанным методикам.
Методика №1. (диагностика ладового чувства, образности мышления) «Нарисуй музыку».
Цель: выявление эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку.
Дидактический материал: цветик-самоцветик (какого цвета музыка)
В качестве образцов мелодий, стимулирующих воображение, были отобраны 3 произведения Вивальди из цикла «Времена года»: «Весна» (Март, «Лето» (Август, «Осень» (Сентябрь). Дети слушали музыку, затем я задавала вопрос: «Ребята, как вы думаете, о чем говорит эта музыка? А каким бы цветом ты ее выразил? Почему?» Далее я раздаю детям карандаши, краски, мелки (по желанию) и альбомые листочки. Включаю повторно музыку, и дети рисуют.
Таким образом, критериями оценки служили следующие показатели:
1 балл – слабый уровень развития музыкальной эмоциональности. Ребенок не может ответить или затрудняется в ответе на вопрос о характере музыки, вследствие чего не может выбрать сюжет для рисования (в таком случае помогаю определиться, задавая наводящие вопросы).
2 балла – средний уровень. Ребенок эмоционально откликается на музыку, но не может изобразить того, что услышал.
3 балла – высокий уровень. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, высказывается о ней и может ее изобразить.
Методика №2. (диагностика музыкальных способностей) «Цветные нотки».
Цель: выявление музыкальных способностей (ритмического, тембрового слуха)
Дидактический материал: катрочки с изображением ритма в картинках, бубен, маракасы, барабан, деревянные ложки. Первый вариант – дети должны повторить ритм, воспроизведенный мной; 2 вариант – угадать инструмент и воспроизвести услышанный ритм; 3 вариант – по картинке воспроизвести ритм.
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень развития ритмического и тембрового слуха. Ребенок затрудняется повторить заданный ритм, не может определить звучащий инструмент.
2 балла – средний уровень. Ребенок воспроизводит ритм частично правильно, угадывает некоторые звучания инструментов.
3 балла – высокий уровень. Ребенок двольно легко может повторить заданный ритм, определяет инструмент.
Методика №3. (диагностика чувства музыкальной формы)
Тест-игра «Музыкальный паровозик»
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли. Предлагаю послушать несколько мелодий. На одной картинке изображен паровозик целый – с вагончиками, на второй без первого элемента, на третьей – без последнего вагона. Задача детей услышать, где мелодия прозвучала завершенно, целостно, где оборвалась, а где не было начала.
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень развития чувства музыкальной формы. Ребенок теряется в выборе ответа.
2 балла – средний уровень. Ребенок верно определяет некоторые виды мелодий.
3 балла – высокий уровень. Ребенок верно определяет целостные, незаконченные мелодии и мелодии без начала.
Методика №4. (диагностика наличия творческих задатков) «Музыкальный образ».
Цель: выявление творческих способностей ребенка.
Дидактический материал: Картинки животных, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, металлофон.
Детям показываю картинки и спрашиваю: «Ребята, а на каком бы вы инструменте изобразили данного персонажа?» Дети отвечают и поясняют свой выбор.
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень. Ребенок не может выбрать соответствующий инструмент.
2 балла – средний уровень. Ребенок не уверен в выборе музыкального инструмента, не может четко пояснить свой выбор, но в большинстве случаев находит правильное решение.
3 уровень – высокий уровень. Ребенок легко определяет инструмент, который наиболее точно отображает характер персонажа на картинке, дает словесное пояснение своему выбору.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Имя, фамилия №1 «Нарисуй музыку» №2
«Цветные нотки» №3
«Муз. паровозик» №4
«Муз. образ» Сумма баллов
На основе данных констатирующего эксперимента можно составить шкалу развитости детского музицирования, их музыкальных и творческих способностей.
10-12 баллов –высокий уровень;
7-9 баллов - средний уровень;
4-6 баллов - низкий уровень
На этапе проведения первого диагностического среза по результатам тестирования можно увидеть преобладающий средний уровень развития (62,5%, с присутствием низкого уровня (25%) и одна девочка с высоким уровнем развития (12,5%). С целью получения более высоких результатов необходимо провести формирующий эксперимент с использованием развивающих, обучающих методик, музыкально-дидактических пособий.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Развитие детсткого инструментального музицирования требует развития всех видов музыкальных способностей, поэтому необходимо формировать и совершенствовать игру на детских музыкальных инструментах (сольно и в оркестре, а также развивать музыкальные способности.
Основной целью инструментально-творческих занятий было:
развитие музыкальных способностей;
формирование навыков игры на детстких музыкальных инструментах;
обогащение музыкально-творческого и познавательного опыта детей;
расширение музыкального кругозора, более глубокое проникновение в процесс музыкального творчества и содержание музыкальных произведений;
эмоциональное раскрепощение детей.
Методика №1. Направлена на развитие наглядно-образного и слухового-образного мышления.
Цель: формировать умение играть по схеме.
Задание1. «Исполни мелодию по картинке».
Детям дается схема восходящего или низходящего движения, мелодии на одном звуке с разными длительностями, что представлено на картинке в виде больших и мелких составляющих схемы.
Задание 2. «Динамические оттенки»
Дидактический материал: цветовые схемы, где красная нотка обозначат громкий звук, оранжевый – средняя громкость, желтый – тихо. На исполнение даю знакомые, простые мелодии: «Во поле береза стояла», «Елочка» и другие.
Задание 3. «Композитор».
Детям дается на прослушивание музыкальное произведение (С. Рахманинов «Итальянская полька»). Потом задается вопрос: «Ребята, а что бы вы дополнили в это произведение, какие музыкальные инструменты? Давайте превратимся в композиторов и поможем обогатить прослушанное произведение!»
Дети отвечают, выбирают инструмент и играют.
Методика №2. Развитие звуковысотного слуха.
Задание 1. Ребенку пропевается простейшая песенка-распевка на одном или двух звуках (например, «Андрей-воробей», «Лесенка», «Петушок», «Котя-коток»). Задача ребенка: воспроизвести мелодию на металлофоне.
Задание 2. Игра в дуэте. Один ребенок играет мелодию на одном звуке, а второй исполняет восходящую, либо нисходящую мелодию. Задача детей играть ровно, синхронно, не отставая и не опережая друг друга.
Методика №3. Развитие чувства ритма и творческих умений.
Задание 1. Дети самостоятельно выбирали шумовой инструмент. Им предлагалось сочинить ритмический рисунок, отталкиваясь от своих слуховых представлений.
Задание 2. Детям предлагалось сочинить ритмический рисунок в парах. Для этого распределялись партии – мелодия и аккомпанемент (выяснялось, кто хочет солировать, а кто дополнять, быть фоном основной мелодии). При этом ребенку солирующей партии надо было придумать разнообразный ритмический рисунок, а второму ребенку сохранять ритм и исполнять роль метронома.
Музыкально-дидактические игры.
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий.
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т. д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны различать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр, темп, тембр и т. д., а потом это воспроизводить на детских музыкальных инструментах. Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей (Н. А. Ветлугина). Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика, другие—с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).
Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.
Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше — ниже, длиннее — короче, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
В процессе экспериментальной и педагогической деятельности мной была разработана специальная методика для детского музицирования с целью развития музыкальных способностей детей, включающая проведение тематических и интегрированных занятий. Такая методика включала наличие следующих этапов детского инструментального музицирования:
Первоначальное знакомство детей с музыкальными инструментами;
Детальное осмысление музыкально художественных представлений (музыкального образа). На данном этапе осуществлялись следующие виды деятельности: слушание музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, ее анализ;
Разучивание инструментальных пьес;
Разучивание каждой партии в отдельности, группами;
Работа в оркестре;
Творческие и игровые задания.
После проведения занятий по указанной методике в марте 2015 года была сделана повторная оценка уровня развитости детского инструментального музицирования воспитанников подготовительной к школе группы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Имя, фамилия
№1 «Нарисуй музыку»
№2 «Цветные нотки»
№3 «Муз. паровозик»
№4 «Муз. образ»
Сумма баллов
На основе данных контрольного эксперимента можно увидеть шкалу развитости детского музицирования, их музыкальных и творческих способностей.
Все дети показали высокий уровень развитости детского инструментального музицирования, что составило 100%, средний и низкий уровень – 0%.
Следовательно: после внедрения в образовательный процесс предложенной мной технологии, уровень навыков музицирования, а так же уровень развития музыкальных и творческих способностей вырос.
Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:
Образно-наглядное и слуховое постижение музыкальных произведений имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что воспитанникам предлагались произведения, ранее не изучаемые ими, без программного названия, т. е. дети были с ними не знакомы. Это дает нам возможность почувствовать новизну детских впечатлений, их переживаний и отображение этих обрзов в звуке.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития игры на детских музыкальных инструментах. При этом ведущими видами деятельности выступили: игра на детстких музыкальных инструментах, слушание музыкальных произведений, проведение бесед о прослушанной музыке, ее анализ, творческо-игровая деятельность. Динамика роста развития детского инструментального музицирования составила …%, значительно повысился уровень развитости музыкальных способностей – дети с легкотью высказывались о характере произведения, передавали услышанный (увиденный на схеме) ритм, вели себя раскрепощенно в эмоциональном плане. Дети оценивали свои исполнительские навыки игры, научились играть сольно и в оркестре, атмосфера занятий способствовала дружескому и доверительному общению детей между собой и со взрослым.
Список использованной литературы:
Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей. – М., 2004.
Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте. - М., 2001
Ветлугина Н. А. Воспитание музыкального слуха. – М., 1993
Зимина А. Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
Кононова Н. Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
Музыкальный руководитель. Журнал № 5 2005, ст. “Учимся играть по слуху”.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М., 2005.
Радынова О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель. - 2005.-№3. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. //Дошкольное воспитание. №11., 2001
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985 - т. 1
Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.
Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М. ,2000
Уточкина Е. Ю. Диагностика развития музыкальных способностей и показателей музыкальной деятельности дошкольников. Сыктывкар 2003.
Холопова В. Н. Музыкальный ритм. – М. ,1980. – 178с.