Светлана Трескина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [щ], буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с звуком [щ] и буквой Щ, щ. Учить детей находить место звука в трех позициях.
Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь и интерес к чтению, родному языку.
Словарная работа: клещ, чаща.
Материал: Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Методы и приё мы: Сюрпризный момент, художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. итог
Предварительная работа Работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова, чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Кто подберет больше слов?», отгадывание загадок.
Ход занятия:
Характеристика звука. (Щ — глухой согласный звук, всегда произносится мягко. Кончик языка находится за верхними зубами. Звуки Ж, Ш, Ч, Щ называются шипящими. Звукоподражание : так шипит яичница на сковородке; такой звук издает щетка, когда ею чистят вещи, и т. п.)
1. Артикуляционная разминка.
Скороговорки:
Щиплем мы щавель на щи;
Щетина у чушки, чешуя у щуки.
(Проговаривание с ускорением темпа.)
2. Подобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Щ в трех позициях)
-в начале слова: щенок, щука, щетка, щит;
-в середине: овощи, ящик, ящерица, клещи;
-в конце: плащ, лещ, клещ и т. д.
3. Анализ буквы Щ.
Вот какие Щ и Ц — С коготочком на конце
Коготок-царапка, Как кошачья лапка.
4. Анализ слов РОЩА, ЧАЩА.
(Роща — лес из деревьев одного вида; чаща — частый лес. Показ репродукций И. И. Шишкина «Лесная глушь», «Дубовая роща» (в сравнении).
5. Коллективное составление слова ЩАВЕЛЬ на фланелеграфе из букв большой разрезной азбуки, а затем его анализ (сколько букв, звуков, слогов, ударный слог, сколько гласных, какие согласные, правильное произношение).
6. Чтение слогов и слов по слоговой таблице.
ЩЕТИНА
ПЛАЩИ
ЛЕЩИ
ПИЩИ
ЩУКИ
ЩЕ ЩУ ПЛА
ЛЕ ТИ ПИ
ЩИ КИ НА
( Составляем смешные слова: ЩЕПЛА, ЩИКИ и др)
Физкультминутка
Ща-ща-ща — (Три хлопка.)
Кот ходит без плаща. (Шаги с высоким подниманием ног.)
Щи-щи-щи — (Три хлопка.)
Щиплем мы щавель на щи. (Присесть, движения, имитирующие сбор травы.)
7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить из слогов отгадки на загадки:
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка. Конечно, это. (Щука)
Двумя губами гвозди вынимает. (Клещи)
(Показать этот инструмент.)
8. Лексическая игра «Кто подберет больше слов?»
Дидактическая задача. Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.
Содержание. Воспитатель называет глагол, дети подбирают подходящие по смыслу существительные. Например:
ШИТЬ — платье, сапоги, пальто;
ЗАВЯЗЫВАТЬ — шнурки, веревку, шарф;
ПОЛИВАТЬ — цветы, улицу, грядки.
9. Итоги занятия.