Людмила Быкова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [и] и буква Ии»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте) Тема: «Звук [и] и буква Ии»
Ц: знакомить с буквой Ии; закреплять знания по подготовке детей к обучению грамоте.
З: познакомить со звуком [и] и его буквенным обозначением, продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове, закреплять умение дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок; развивать фонематический слух, внимание, память; воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему „Звук [и] и буква Ии“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Методы и приё мы:
Словесные (беседа по вопросам, загадывание загадок, рассказ воспитателя)
Стимулирующий (похвала, одобрение)
Практический (продуктивный)
Игровой (дидактическая игра, динамическая пауза)
Наглядный (рассматривание наглядного материала, показ)
Инд. раб: закреплять умение детей давать характеристику звуку с Марком, Ксенией, Ритой.
Ход
В: В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
И играем и поем,
Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)
-Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет-сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло-превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].
Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.
-Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.
-Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)
С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между
верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)
Рассаживаетесь за столы.
Внимание на экран. (Сюрпризный момент) Слайд 2
На экране грустные клоуны из телепередачи «АБВГДЕйка». Герои получили задание учительницы, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят. Слайд 2
В: Ребята, поможем клоунам?
-Мы с вами знаем, что прямой путь к успехам-вашим чутким ушкам, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?
Д: Да, конечно. Слайд 3
I. В: Чтобы узнать первое слово надо отгадать загадки.
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
- Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы- эти звуки мы произносим отрывисто).
- А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
- Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш, Ж, Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч, Щ, Й).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Молодцы, отгадали загадки. Открываем первое слово. (читаем «ДРУГ») Слайд 4
II. А на второй карточке написан рассказ.
(Воспитатель рассказывает историю, выделяя звук [и].)
Мальчики И-и-и-горь и Ти-и-и-ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и»- выводила она свои трели.
Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижние ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.
Артикуляция звука. ( Вопросы и ответы:)_
- Как звали мальчиков? (И-и-и-горь и Ти-и-и-ма)
- Как звали птицу? (иволга)
- Какую пела песню иволга? (И-и-и.)
- Какой звук в этих словах слышали? (и)
-Давайте вместе произнесем звук.
-Как вы думаете, это гласный или согласный звук? Почему?
Знакомство с образом буквы.
Звук «И» обозначается вот такой буквой «И». (показ)
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.
На что похожа буква И?
Давайте нарисуем букву И в воздухе.
А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И. У буквы И поясок наискосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга, а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.
Каким цветом обозначим звук [И]? Почему? (на доске)
Молодцы, можем открыть следующую карточку. (читаем «ПОЗНАЕТСЯ») Слайд 5
III Игра «Магазин». Слайд 6
- Мы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «и». Что мы купим? (сосиски, апельсины, пирожное, семечки).
Какие продукты мы не купили? (сыр, сок, капуста, масло).
- Почему?
Молодцы, можем открыть следующую карточку. (читаем «В») Слайд 7
Физминутка: игра «Начни с конца»
IV. Звуковой анализ слова гуси
- Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).
- Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, звонкий, отмечем синей фишкой).
- Второй звук? («У»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).
- Третий звук в слове гуси? (звук «сь» – он согласный мягкий, глухой, обозначаем зелёной фишкой).
- И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).
- Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Назовите первый слог (гу, второй слог (си).
- Какой слог ударный в слове гуси? (гу).
- А какой гласный ударный? («у»).
Аналогичная работа со словом «вилка»
- А теперь давай зарисуем схему слов «гуси» и «вилка» в тетрадь и поставим ударение.
Молодцы, можем открыть следующую карточку. (читаем «БЕДЕ») Слайд 8
V.Составьте предложение, согласно схемам. Слайд 9
1. Девочка гуляет.
2. Девочка гуляет с собакой.
3. Девочка гуляет с собакой под зонтом.
4. Девочка гуляет с собакой под красным зонтом.
5. Девочка гуляет с веселой собакой по лужам под красным зонтом.
Мы можем открыть следующую карточку. Слайд 10
Что мы ставим в конце предложения? (точку)
Давайте прочитаем пословицу. «ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ.»
Как вы понимаете эту пословицу?
На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются. Слайд 11
В: посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?
И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!
Ребята, я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного. Слайд 12
А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.
Теперь приглашаю всех в круг
Собрались все вмести в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
До новых встреч!